Как украинская Bandа получила «Оскар» в сфере дизайна

Как украинская Bandа получила «Оскар» в сфере дизайна

475
Ukrinform
Украинская креативность становится продуктом на экспорт

Буквально на днях в ходе очередного Киевского диалога в Берлине депутат Бундестага, глава межпарламентской группы дружбы Германия-Украина Омид Нурипур заметил: каждый день из Украины приходят хорошие новости, вот только об этом никто не рассказывает...

На состоявшейся поздним вечером минувшей пятницы церемонии присуждения самой, пожалуй, весомой премии в сфере дизайна – Red Dot Award: Communication Design 2018 об Украине было заявлено очень громко. Более того, гала в берлинском Концертхаусе стала, без преувеличения, украинским триумфом.

Ну, во-первых, наша Bandа, разработчик бренда Ukraine Now, признана Агентством года по версии Red Dot Award. Это такой себе Оскар в сфере дизайна.

Также агентство из Киева получило Гран-при за новый брендинг комплекса автозаправочных станций OKKO.

Но это не все. В целом 4 украинских проекта были удостоены высшей награды – Red Dot Best of the Best. Причем киевская компания Tough slate design отличилась дважды – за дизайн бренда Ukrainian Creative Week - VRK (категория Brand design & Identity) и за Charles Bukowski Glitch Book «Люта Справа» – (в категории Publishing & Print Media). И проект National Parks of Ukraine: Encoded identity (Киев, дизайн студии Saatchi & Saatchi Ukraine) в категории Brand Design & Identity.

ПОЛТОРА ДЕСЯТКА ЛАУРЕАТОВ

Следует отметить, что доля «лучших из лучших» проектов составила, как подсчитали организаторы, всего 0,7% от общего числа претендентов, коих в этом году было 8 610 из 45 стран! Четыре украинские работы из 58, получивших признанные за «очень высокое качество дизайна и творческие достижения» – это круто.

И, как представляется, будет напрямую работать на имидж нашей страны за ее пределами и в глазах собственных граждан, что также немаловажно.

Так, например, проект National Parks of Ukraine: Encoded Identity призван «не только популяризировать компанию Terra Incognita, которая занимается развитием парков, но и экотуризм внутри страны, да и саму страну вовне», говорит Константин Шнайдер, креативный директор Saatchi & Saatchi Ukraine. Созданная агентством айдентика всех 86 парков Украины стала «живой инфографикой», которая основала уникальную систему идентификации каждого парка и объединила их в один индивидуальный язык. Это дает толчок для развития внутреннего туризма и не только, убежден креативный директор Saatchi & Saatchi Ukraine.

То же можно сказать и о мероприятии для дизайнеров и рекламистов Ukrainian Creative Week – VRK. Данный фестиваль, к слову, на днях завершился в Киеве. Не исключено, что в следующем году он привлечет больше иностранных гостей благодаря удачному оформлению бренда, который дизайнер Tough slate design Сергей Шах считает «попаданием в точку». Коллега Шаха Роман Давыдюк с гордостью отмечает, что агентство подало на Red Dot две заявки и обе попали в Best of the Best.

Но и это не все. Еще 12 украинских проектов получили награды в различных категориях. Самым «плодовитым» стало все то же агентство Banda – целых 7 знаков отличия, в их числе – за проект правительства Украины Ukraine Now, а также проекты COMFY, Yes,Good,Yes, Bad Boy и аж 2 проекта Bakehouse для Good Wine – в разделах Brand Design и Packaging Design.

Saatchi & Saatchi Ukraine помимо упомянутого выше проекта парков получило также диплом за проект AXA NUN в разделе Social Video.

Дизайн Online and mobile banking for UKRSIBBANK принес награду агентству Aimbulance, а за брендинг образовательного проекта «Майбутні» – дизайнерскому бюро spiilka. Жюри Red Dot Awards оценило дизайн и идентичность «Парка коррупции» от креативного агентства Hooga. Также отмечен проекты mOre (Киев и Одесса, дизайн Brandon Archibald) и проект «EART7. The space rover destined for Earth» киевского дизайнерского бюро ISD Group.

Фото: Петер Зец
Фото: Петер Зец

Награды вручили СЕО Red Dot профессор Петер Зец и другие члены международного жюри. «Я очень счастлив, что Украина была настолько успешной в этом году. У нас соревновались представители более 40 государств, но ваша страна действительно была одной из самых успешных в этот раз. Они представили очень хорошие работы, прекрасно потрудились в плане креативности. А креативность может расти и развиваться только в условиях свободы», – сказал автору Зец, сам являвший собой образ креативного ведущего – белоснежный костюм и ярко красные лакированные ботинки.

BANDA – BEST

Но вернемся к «фавориту» гала-церемонии Red Dot-2018 – Bandа.

Для этого агентства награды от Red Dot не первый опыт. В прошлом году «бандиты» уже выходили на сцену получать призы – за лого ВДНХ и айдентику Евровидения-2017.

«Когда в прошлом году мы получали тут награду, и объявляли Агентство года, мы все мечтали: как круто было бы оказаться на этой сцене в этой роли... И вот, прошел год, и мы в этой роли! Даже трудно поверить!», – поделился эмоциями с автором сооснователь агентства, директор по стратегии Ярослав Сердюк. При этом он хотел бы, чтобы сегодня в стране было не менее 10 очень мощных агентств, а не 2-3, поскольку конкуренция – это прекрасное явление и «двигатель наград».

 Ярослав Сердюк
Егор Петров,Ярослав Сердюк и Павел Вржещ

«Для нас это стало большим сюрпризом. Агентство года – это как... чемпион мира! Невероятное ощущение. Не ожидаешь такого уровня, ведь перед нами награду получали великие агентства со всего мира», – расплывается в улыбке сооснователь и креативный директор Павел Вржещ.

Действительно, приз-призов конкурса – это уже международный знак качества. И признание. И уважение.

На этот раз на сцену берлинского Концертхауса выходили почти 30 сотрудников агентства, которые работали над всеми 7 проектами, отмеченными жюри.

А полный зал слушал советника-посланника Посольства Украины в ФРГ Ростислава Огрызко, говорившего о том, что Украина, несмотря на войну, развязанную соседом-агрессором, развивается, в том числе и творчески, и смотрел на огромный экран, на котором мелькали кадры из работ агентства и светилось лого Ukraine Now.

КРЕАТИВ И ВЛАСТЬ

Ukraine Now – первая подобная коллаборация между креативщиками и правительством. Впервые за 27 лет Независимости правительство приняло логотип, который и разработала Banda, отметила в беседе с автором глава департамента информации и коммуникаций с общественностью Секретариата Кабинета Министров Украины Роксолана Стадник, которая лично присутствовала на церемонии награждения. Это не случайно, ведь данный проект стал одним из основных факторов присуждения Banda звания Агентства года.

«Это означает, что Ukraine Now живет, это – признание наших правительственных коммуникаций, нашей креативной индустрии и в целом Украины как государства», – говорит Стадник. Она отмечает, что среди ключевых задач инициативы брендинга Ukraine NOW – демонстрация достижений страны, которые могут вдохновить весь мир и поощрить людей посетить Украину, начать там свой бизнес, инвестировать. Сотрудничество креативной индустрии и государства имеет высокий потенциал и должно активно развиваться, убеждена она.

А ведь начиналось все ой как не просто. Сегодня Стадник, которая, собственно, и привела Banda в Кабмин, несколько месяцев убеждала, доказывала, уговаривала, вспоминает, как много препятствий пришлось преодолеть, чтобы проект наконец воплотился в жизнь, сколько сарказма и откровенных насмешек пришлось выслушать...

1
Артем Биденко и Роксолана Стадник

Госсекретарь Мининформполитики Артем Биденко, возглавляющий Комиссию по популяризации Украины, также отметил, что победа стала командным результатом. «Это важная и приятная победа для Украины – ведь она указывает на то, что мы движемся правильным путем, что европейские ценности, стандарты и приоритеты являются ключевыми. И, конечно же, это хороший урок стойкости для всех нас – выдержать критику от псевдоэкспертов и уверенно идти к победе», – подчеркнул Артем Биденко.

Но все получилось, получилось отлично, и это главное. Banda с победой поздравил и премьер-министр Украины Владимир Гройсман. 

Агентство будет продолжать сотрудничать с Министерством информационной политики, заверил Павел Вржещ.

По словам Ярослава Сердюка, головы дизайнеров агентства теперь работают конкретно над тем, чтобы хотя бы раз в год был глобальный, мощный проект именно по продвижению Украины. «Это должен быть большой проект, который получит признание в мире, на таких фестивалях, чтобы его увидели креативные глаза известных специалистов – неукраинцев», – отмечает он.

Сердюк добавляет, что правительство помолодело и это очень заметно, ведь еще каких-то 2-3 года назад невозможно было даже представить, что можно войти в творческое сотрудничество с правительством и сделать что-то подобное. «Раньше оно просто зависало в воздухе и сводилось к вышиванкам и Петрикивской росписи, что само по себе, конечно, не плохо, но все же 2019 год на носу и надо давать дорогу молодым украинцам – они умеют и могут», – говорит совладелец агентства. По его словам, сегодня правительство этот подход разделяет и поддерживает.

УКРАИНА КРЕАТИВА

Победа и призы такого престижного конкурса как Red Dot – это повод отечественным дизайнерам поверить в себя. Очень важный моральный аспект, потому что раньше агентства даже не пытались выйти на такие конкурсы.

«Чтобы креативность стала еще лучше, мы сами должны поверить в свой потенциал», – убежден Павел Вржещ. На самом деле украинцы, по его словам, очень креативны, но нам все время кажется, что есть где-то «настоящие» агентства, а нам надо еще много учиться. Но, на самом деле, нашей нации как раз очень присущ природный дар легкости и свободы, особенно усилившийся в последние годы.

«В Украине сейчас прямо таки бум креативности, с каждым годом просто набираются обороты, растет количество людей, работающих в творческих специальностях, количество компаний, дизайн-студий. Поэтому, чем меньше мы будем себя ограничивать, тем оно сильнее будет развиваться», – призывает Вржещ.

Украинские проекты действительно становились все лучше, все более качественными и зрелыми. И если раньше крупные украинские компании размещали заказы в Лондоне или Нью-Йорке, то сейчас – мало того, что они обращаются к своим дизайнерским бюро, – в Украину уже приезжают заказывать из-за рубежа. Та же Banda, например, делала 2 проекта в Америке, кампанию для Puma на 7 стран, для «Боржоми» – на 15 рынков. Всего это агентство уже выполнило или работает над 47 проектами.

Еще один совладелец агентства и его креативный директор Егор Петров верит в то, что «креативность станет намного-намного важнее в нашей экономике, чем было до этого». Команда агентства сформулировали для себя четкую задачу: сделать креативность значимой в Украине, чтобы это стало таким же важным экономическим сектором как, скажем, аграрный, IT и остальное, потому что это «очень большая экономика».

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Действительно, Banda, которая 7 лет разрабатывала миссии (лого, айдентику и прочее) для других, наконец придумала миссию и для самой себя, рассказывает Ярослав Сердюк. Она звучит так: «Сделать креативность значимой в Украине, а Украину – значимой в мире».

Коллегам вторит креативный директор агентства Александра Дорогунцова. «Мы хотели бы сделать украинскую креативность нашим основным экспортным продуктом. Мы хотим, чтобы за границей увидели, как мы работаем, что мы можем предложить, не только как агентство, а как страна», – говорит она.

Украину как страну дизайнеров долго попросту не замечали. Но в прошлом году, когда Banda получила свою первую награду за Евровидение, «через маленькую щелочку люди наконец увидели, что есть классные проекты, и в этом году стали более внимательно смотреть», – продолжает Дорогунцева. Она уверена, что после нынешнего успеха украинских компаний у них в будущем будет больше наград.

Как замечает креативный директор, есть страны, у которых классически сложилась уже прекрасная репутация с точки зрения дизайна: это почти вся Азия, Нидерланды, Дания, Швеция, Германия. Украины на этой карте дизайна пока нет.

Пока не было. Но это уже в прошлом. Такие работы, проекты, агентства, как достойно представленные в этом году на конкурсе с более чем полувековой историей, наносят нашу страну на «дизайнерскую карту мира». И подобные Red Dot мероприятия – лучшая демонстрация того, что Украина уже появилась на этом «радаре».

Ольга Танасийчук, Берлин

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-