Глава российского правительства приказал ценам на бензин и солярку остановиться

Глава российского правительства приказал ценам на бензин и солярку остановиться

Аналитика
480
Ukrinform
В нынешней России все чаще возникают социальные проблемы, масштаб и характер которых прямо подрывают действующий политический режим

В России поднялось нешуточное возмущение вокруг розничных цен на бензин и дизель. За последние несколько дней они снова “прыгнули”, и реакцией на это стало резкое заявление главы российского правительства Медведева. Тот в адрес продавцов нефтепродуктов сказал даже такое: “Или будет подготовлен и принят план работы и определенные соглашения о поддержке цен на нефтепродукты, сложившихся сегодня на внутреннем рынке, или буквально в ближайшее время мне придется подписать решение о том, чтобы ввести запрещающие пошлины на нефть на нефтепродукты”. В целом, российский премьер обязал чиновников и нефтяников преодолеть ценовой кризис за два дня.

Не будем и пробовать логически объяснить угрозу Медведева о запрещающих пошлинах. Если речь идет о вероятности фактического запрета продажи нефти за рубеж, то это как раз то, о чем только мечтают все враги Кремля, и в Украине в первую очередь: международное эмбарго на продажу энергоносителей из России. Вряд ли Медведев это имел в виду, но «копаться» в его словах нет никакого смысла. Очевидно, что гневная тирада главы правительства — лишь попытка как-то приглушить возмущение миллионов российских обывателей, которых повышение цен на бензин прямо бьет по их карманам.

Сейчас средняя цена бензина (возьмем самую популярную марку А-95) по России — 45 рублей 40 копеек, год назад он стоил на 11% дешевле. Солярка, автогаз за год выросли в цене еще больше — на 21% и 35%. Официальная цифра Росстата: с начала 2018 года цены на бензин и солярку выросли почти на 10%.

Десять процентов за 10 месяцев — это много, хотя цены на автотопливо в России, как нефтедобывающей страны, существенно ниже, чем в странах, где своей нефти нет или очень мало (например, 45 рублей 40 копеек — это меньше 20 гривен). Однако такой подсчет не совсем корректен, поскольку не учитывает сопоставления уровней цен и доходов. К примеру, подсчитано, что литр бензина обходится россиянину в 2,35% дневного заработка, а гражданину США — 0,36% дневного заработка, в шесть раз доступнее.

Так что дело не в абсолютных цифрах, и вообще не в тех или иных экономических показателях, а в политике. Для российской власти рост цены на бензин проблема прежде всего социально-политическая, потому что означает именно рост цен на все социально значимые товары и услуги. Россияне стремительно беднеют, и власть не может, не хочет и не знает как это остановить. В 2017 году все — и официальные органы, и большинство независимых экспертов — дружно прогнозировали либо умеренный (до 4%, на 1-1,5 рубля) рост цены на бензин, или даже ее снижение на основании, кстати, вполне объективных экономических данных за 2017 год (определенный рост экономики и инфляция в 4%, стабилизация курса рубля, а также завершение программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов). Однако, как видим, ни удешевления, ни умеренного роста не произошло — уже есть повышение на 10% и впереди еще два месяца.

Нагоняй, который устроил глава правительства, чтобы перевести стрелки с власти на “спекулянтов”, возможно, притормозит рост цен на автотопливо, но лишь на некоторое время. Глобальная причина бедности россиян — нежелание олигархов и власти (а в России это одно и то же) снижать уровень своих доходов в условиях экономического спада — такими методами не устраняется.

Ситуация с внутренними российскими ценами на топливо лишнее свидетельство глубоких кризисных явлений в российской экономике, а следовательно — и в российской политике. В нынешней России возникают — неважно, из-за сознательных действий власти или вопреки ее желанию — социальные проблемы, масштаб и характер которых прямо подрывают прочность действующего политического режима. Другими словами, российская власть путем повышения или установления новых налогов, путем роста цен, путем “реформ” вроде пенсионной залезает в карман уже не отдельных категорий граждан (водителей-“дальнобойщиков” как несколько лет назад), а всех вместе.

Прочность режима Путина прямо зависит от выполнения им негласного социального договора с населением “благосостояние в обмен на политическую лояльность”. Абсолютное большинство россиян легко согласились обменять демократию, свободу слова и собраний, права человека и другие с их точки зрения абстракции на высокие зарплаты, иномарки, отдых в Турции или Египте. Надо заметить, что до поры до времени власть этот социальный договор выполняла вполне исправно, за что получала условные 86% рейтинга Путина. Сегодня упомянутый договор трещит по швам. Реакция обывателя на так называемую пенсионную реформу (проще говоря — повышение пенсионного возраста, а уж совсем проще — ограбление людей) оказалась резко негативной, тот самый рейтинг начал стремительно снижаться. Путин выкручивался как мог в пропагандистском смысле, но это мало помогло. Так же будет и с видимой попыткой Медведева остановить “жадных нефтяников”. Кто-то может и поверит в искренность заявлений власти, но неизбежный рост цен на все, что прямо или косвенно связано с транспортом, очень быстро эту веру убьет. И будет новое падение рейтинга. И так снова и снова — до нового февраля 1917 года или августа 1991-го.

Юрий Сандул. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-