Зачем Польша инициирует смену “нормандского” формата?

Зачем Польша инициирует смену “нормандского” формата?

Аналитика
128
Укринформ
Предложения Варшавы по урегулированию на Донбассе связаны с намерением помочь Украине, защитить себя и усилить свое влияние в ЕС

Назначить специального посланника генсека ООН по вопросам Украины и изменить нормандский формат переговоров по мирному урегулированию ситуации на Донбассе призвал министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович. Он считает, что к переговорам с участием Украины, Германии, Франции и России должны присоединиться Соединенные Штаты и Евросоюз.

“Германия и Франция, возможно, считают, что они представляют Европу, но, по нашему мнению, это не так", – подчеркнул глава польского МИД.

Европейскую позицию, по его словам, должны защищать не отдельные – даже самые влиятельные страны, а совместные институты – в частности, Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности. При этом Чапутович в интервью Handelsblatt намекнул, что эффективному участию в переговорах европейских грандов – прежде всего, Германии – мешают собственные экономические интересы. По этому поводу глава польской дипломатии высказался довольно категорично: проект газопровода "Северный поток-2" угрожает безопасности Украины и подтверждает антиевропейскую позицию Германии.

"Газопровод разрушает последствия санкций, убивает Украину. Когда транзит российского газа через украинскую территорию будет прекращен, эта страна потеряет не только серьезные прибыли, а, прежде всего, гарантию защиты от очередной российской агрессии. Польша, США и Европейская комиссия представляют здесь проевропейскую позицию, Германия – антиевропейскую”, – считает Яцек Чапутович. Мир, по его словам, требует более решительных действий для урегулирования “украинского вопроса”. Согласны с этим и отечественные эксперты, с которыми пообщался корреспондент Укринформа...

Цель польских инициатив: поддержка Украины и “собственный” интерес

Микола Маломуж
Николай Маломуж

Известный общественный деятель, бывший председатель Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж считает неслучайным то, что именно Варшава обнародовала очередные инициативы по поиску более эффективных моделей переговоров об урегулировании российско-украинского конфликта. Ведь Польша, как и государства Балтии, видит непосредственные угрозы для себя в случае продолжения агрессивной политики Кремля. Потому она “кровно” заинтересована в поддержке Украины, которая приняла на себя основной удар.

“Расширение нормандского формата в Варшаве считают одним из механизмов, потенциально повлияют на ситуацию. Безусловно, веса работе обновленной переговорной площадке могут добавить США – как важный геополитический игрок. Усилению будет способствовать и участие ЕС – как влиятельной в мире и регионе организации. Ведь Германия и Франция не имеют официального статуса лидеров Евросоюза или его уполномоченных представителей. То есть, в этой ситуации Польша хочет усилить поддержку Украины и защиту ее жизненных интересов на международных переговорах. Другая цель Варшавы – обезопасить себя в случае воплощения дальнейших кремлевских сценариев по дестабилизации ситуации на европейском континенте”, – отмечает Николай Маломуж.

Также он считает, что Польша преследует еще и некую амбициозную цель, связанную с усилением собственного влияния на процессы, происходящие в регионе.

На этом аспекте акцентирует и политолог, глава Единого координационного центра “Донбасс” Олег Саакян:

Олег Саакян
Олег Саакян

“Это уже не первая инициатива Польши, которая пытается тем или иным способом приобщиться к процессу мирного урегулирования российско-украинского вооруженного конфликта. Такая активность продиктована, в частности, антинемецкими (условно) или контрнемецкими настроениями внутри польской элиты, попыткой увеличить собственный геополитический вес, усилить уровень влиятельности на территории ЕС. Ведь, по мнению представителей Варшавы, нынешняя Польша разительно отличается от страны, которая в свое время доказывала готовность к членству в Евросообществе. А вот вес ее в рамках этой организации остается фактически на том же уровне, что и полтора-два десятилетия назад”, – говорит эксперт.

Олег Саакян напоминает, что вопрос российско-украинской войны – один из ключевых вызовов для европейцев. Поэтому, усиливая свои позиции на переговорах по мирному урегулированию, Объединенная Европа должна доказать, что способна эффективно отвечать на реальные вызовы безопасности самостоятельно, без добавления других геополитических игроков.

“Именно через европейские институты Варшава пытаться предлагать собственные сценарии и механизмы, обеспечивающие выполнение этой задачи, – говорит Саакян. – Ведь польские представители занимают в евроструктурах достаточно высокие должности (например, председатель Европейского совета Дональд Туск. – Ред.). Следовательно, от реализации соответствующей инициативы Польша только выиграет. Хотя с точки зрения эффективности переговоров, следует говорить и об определенных рисках. Они связаны со сложностью принятия решений в ЕС. Ведь каждый, даже самый мелкий шаг в рамках переговорного процесса, потребует консенсусного решения стран-членов Евросоюза. И это сужает поле маневра. Тогда как два национальных государства – Германия и Франция – гораздо мобильнее в принятии решений”, – констатирует политолог. С другой стороны, “централизованное европейское представительство обезопасит от возможного влияния на процесс переговоров тех или иных внутриполитических проблем. Ведь риски их возникновения одновременно в почти тридцати, а не в двух отдельных странах, минимальны.

Воплотить нельзя отказаться: традиционная “дилемма с запятой”

Богдан Яременко
Богдан Яременко

Дипломат, председатель правления благотворительного фонда "Майдан иностранных дел» Богдан Яременко оценивает возможность реализации польских инициатив весьма скептически:

“Даже, если соответствующие идеи будут воплощены, это вряд ли приведет к существенному прогрессу в переговорах. Ведь, кроме позиции посредников, стоит учитывать еще и вопрос готовности сторон к определенным шагам и принятию решений. Вполне очевидно, что у России есть твердое желание продолжать войну и дестабилизировать ситуацию в Украине. А вот в Европейском Союзе сейчас отсутствует решительная настроенность на усиление давления на Москву, чтобы заставить ее отказаться от такой политики. Без готовности к конкретным шагам, которые могут навредить и собственным – к примеру, экономическим – интересам европейцев, “убедить” российскую сторону невозможно. Поэтому переговоры, несмотря на широкий круг участников, как и прежде, “будут пробуксовывать”, – считает Богдан Яременко.

“Одно лишь участие дополнительных сторон в переговорах вряд ли принесет положительный для Украины результат. Ведь сам по себе нормандский (или “расширенный нормандский” формат не предусматривает механизмов реализации достигнутых договоренностей или принятых решений, – соглашается Николай Маломуж. – Такие механизмы могут быть реально наработаны при создании на основе нормандского формата площадки для обсуждения дальнейшего мирового порядка и определения стратегем безопасности не только для Украины и Польши, но и для всего мира. В этом случае в переговорах должны участвовать не только нынешние участники и, как предлагает Варшава – США и Евросоюз, но и другие влиятельные игроки – к примеру, Китай, Япония, Индия”. К тому же, участие в таких переговорах, по мнению Маломужа, должны принимать не просто представители двух-трех десятков ведущих стран и организаций, а их руководители. А результатом переговоров должно быть подписание юридически обязывающего документа по урегулированию основных вооруженных конфликтов. Впрочем, в том, что подобную площадку удастся создать в ближайшее время, собеседники Укринформа сомневаются. Как и в том, что ее оптимально создавать именно на “нормандской платформе”.

“Поиск путей мирного урегулирования российско-украинского конфликта и дальше будет затягиваться, – прогнозирует политолог Олег Саакян. – Хотя и не отрицаю, что воплощение польских инициатив и приобщение к процессу переговоров США, ЕС, Великобритании и других влиятельных игроков все-таки может при определенных условиях способствовать формированию более эффективной переговорной площадки. А в случае сопротивления со стороны РФ или ее отказа от вхождения в число участников такого формата превратится в новую форму союзнических отношений Украины с западными партнерами, готовыми присоединиться к решению конфликта. Россия же в этом случае усилит собственную изоляцию. А потому станет более уязвимой. И это – позитив. Но одновременно это, к сожалению, не означает, что Кремль откажется от своих захватнических планов”.

Поэтому Саакян считает: без актуализации Будапештского меморандума и перехода к качественно другому формату переговоров расширение “нормандской четверки” вряд ли будет эффективным.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-