Предоставление Украине Томоса: что не договаривает глава Польской православной церкви Савва?

Предоставление Украине Томоса: что не договаривает глава Польской православной церкви Савва?

759
Укринформ
Заверения архиепископа Саввы, что польская церковь не против автокефалии украинского православия, - хорошая весть на будущее

Позиция Польской автокефальной православной церкви (ПАПЦ) относительно предоставления Украине Томоса Константинопольским патриархом Варфоломеем стала окончательно понятна в первые дни января: сейчас она не будет признавать Православную церковь Украины. По крайней мере, это вряд ли произойдет при мирской жизни 80-летнего главы этой церкви архиепископа Саввы. Впрочем, польская церковь оставила себе “калитку”, чтобы признать автокефалию украинской церкви в будущем.

Стоит разобраться, почему ПАПЦ и лично архиепископ Савва заняли такую позицию, и какие открытые и скрытые мотивы такого решения?

АРГУМЕНТЫ АРХИЕПИСКОПА И ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Утром 6 января, когда на Фанаре в торжественной обстановке во время божественной литургии патриарх Варфоломей вручил предстоятелю Православной церкви митрополиту Епифанию Томос, в авторитетном польском издании Polityka появилось довольно откровенное интервью с главой ПАПЦ архиепископом Саввой. В нем тот, фактически, подтвердил, что польская церковь будет придерживаться постановлений своего Синода от 15 ноября. Ими, в частности, предполагается, что клирикам церкви “запрещено вступать в литургически-молитвенные контакты с так называемым “Киевским патриархатом” и так называемой “Автокефальной церковью”, которые своими нынешними действиями вызвали много зла”. Синод ПАПЦ тогда также подчеркнул, что “спокойно решить вопрос разделенного православия на украинской земле” можно лишь путем встречи глав всех православных церквей и только в рамках “соблюдения догматически-канонических норм церкви”.

Архиепископ Савва в интервью заявил, что польская церковь не изменила свою позицию. Он подчеркнул, что она не будет признавать новую украинскую церковь, назвав митрополита Епифания “светским человеком”, поскольку тот получил духовный сан в неканонической церкви. Аргументы, которые приводил глава польского православия, не новы. И выглядят они порой неубедительно, порой неискренне, а местами - весьма манипулятивно. Кроме того, за некоторыми утверждениями главы ПАПЦ четко просматриваются “темники”, с которыми работает Москва.

Заверения архиепископа Саввы, что польская церковь – не против автокефалии украинского православия,  хорошая весть, которая должна дать свои положительные плоды в будущем. Однако, путь достижения этой автокефалии глава польской церкви нарисовал нереально утопическим, который де-факто невозможно реализовать. По его убеждению, суспенду (наказание священнослужителей за нарушение ими обетов, которые они давали в момент своего посвящения, - ред.) с “раскольников” в украинской церкви, согласно церковным канонам, должен был снимать не кто иной, как глава РПЦ патриарх Кирилл. При этом архиепископ Савва высказал мнение, что патриарх “склонен к диалогу” в вопросе автокефалии украинской церкви.

Фото: http://news.church.ua
Архиепископ Савва / Фото: http://news.church.ua

Если это была бы какая-то отдаленная от нашего региона православная церковь, например, Антиохийская или Александрийская, то такую позицию, назвав странной, все же можно было бы списать на некую неосведомленность. Однако, сложно согласиться с тем, что глава церкви соседней Польши не знает всех перипетий и сложностей нынешних отношений Украины и России, истории взаимоотношений церквей обеих стран. Архиепископ Савва хорошо знает, что РПЦ и ни один глава этой церкви – будь это Кирилл или другой патриарх – добровольно никогда не согласились бы на автокефалию украинской церкви.

Еще более циничной эта позиция выглядит, если учесть, что польская православная церковь неполных 100 лет назад прошла к своей независимости от РПЦ чуть ли не идентичный путь, который сегодня прокладывает украинская. После Первой мировой войны при распаде нескольких империй, в том числе и Российской, образовалась независимая Польша, которой идеологически было не по пути с молодой российской “страной советов”. Хотя Польша вообще католическая страна, тогдашняя польская власть во главе с Юзефом Пилсудским не могла согласиться на то, чтобы управление польской православной церковью осуществлялось из коммунистической России.

Именно благодаря совместным усилиям тогдашней власти Второй Речи Посполитой и польского православного клира Константинопольский патриарх в ноябре 1924 года предоставил томос об автокефалии польской церкви. Как и ожидалось, тогдашний глава РПЦ патриарх Тихон не признал автокефалии православной церкви в Польше. Русская церковь сделала это только в 1948 году, уже в совершенно других геополитических реалиях. Это решение послевоенная РПЦ, наверное, приняла под давлением руководства СССР как своего рода подарок польским православным, государство которых после Второй мировой войны де-факто снова стало частью российского геополитического пространства. Мол, какая разница, кто кому подчиняется, ведь теперь мы все свои и вместе идем к светлому коммунистическому будущему.

Якобы забывая об истории собственной церкви, архиепископ Савва прячется за канонами, и в решении дела украинской церкви кивает в сторону Московской церкви, рассчитывая на ее благочестивость и богоугодность. Однако, если бы не Константинопольский патриарх, который, вопреки позиции РПЦ, в межвоенный период предоставил автокефалию польской церкви, она может бы и по сей день оставалась в лоне русской церкви, а сам архиепископ Савва не занимал бы высокого поста главы независимой церкви.

РУКА МОСКВЫ

Но оставим историю и перейдем к современности. Не является ли война России против Украины и то, что УПЦ (МП) в унисон с РПЦ молчаливо поддержала аннексию Крыма и закрывает глаза на войну на Востоке страны, достаточной причиной для предоставления украинской церкви независимости? Архиепископ Савва уклонился от прямого ответа на этот – очень обоснованный вопрос журналиста издания "Polityka", подчеркнув, что это “политические дела” и он “этим не занимается”. И опять – лукавство. В том же интервью ничто не помешало главе ПАПЦ давать вполне политические оценки внутренней жизни в Украине, в частности, обвиняя первого президента Украины Леонида Кравчука в том, что тот в начале 90-х годов склонил тогдашнего митрополита Филарета к “раскольничеству”. Или же отмечая, что в Украине не урегулирована система отношений государство-церковь, и украинская власть “по-коммунистически” держит церковную собственность в своих руках.

Украинской власти архиепископ Савва не боится давать советы: “Объединить страну, завершить войну – и только после этого заняться делами церкви”. Так же легко давать советы, например, – перестать разжигать войны или захватывать территории соседних стран, – он не готов давать руководству России. Интересно, почему: из-за близости ПАПЦ и РПЦ или, может, из-за своего довольно неоднозначного прошлого? Не секрет, что действующий глава польской православной церкви с середины 60-х до конца 80-х годов прошлого века был агентом службы безопасности Польши под псевдонимом “Юрек”. Учитывая тесное сотрудничество КГБ со спецслужбами социалистических стран, а также их активную работу на территории этих стран, можно не исключать, что “папка” на главу ПАПЦ есть также и в архивах КГБ/ФСБ. Возможно, главе польской церкви очень не хочется, чтобы кто-то развязывал шнурок на папке в Москве, поэтому лучше не дразнить “русского медведя”.

Архієпископ Сава,
Архиепископ Савва, Московский патриарх Кирилл

Но это – уже из области домыслов и предположений. Однако у архиепископа Саввы появились другие, вполне прагматичные причины не желать появления независимой украинской церкви. Умные люди говорят: “Если до конца не понятно о чем речь, значит речь идет о деньгах”. В том же интервью изданию Polityka глава ПАПЦ не исключил, что учитывая большое количество украинских трудовых мигрантов в Польше, значительную долю которых составляют православные верующие, новая украинская церковь попытается создать в РП свои приходы. По его информации, “Правый сектор” “уже изучал возможности визита в Польшу Епифания”. К гадалке можно не ходить: почерк любителей “визиток Яроша” чувствуется сразу. Видно, что российские эмиссары хорошо поработали с главой польской церкви и его окружением, пугая их перспективой оттока украинских трудовых мигрантов или украинцев-аборигенов из польских православных церквей, где богослужение, кроме польского, ведется также и на старославянском языке. По сей день польская церковь радушно открывала двери всем православным из Украины, не вникая – является ли верующий прихожанином канонической или неканонической украинской церкви. Фейковые аргументы Москвы о якобы появлении приходов ПЦУ в Польше, очевидно, были восприняты очень серьезно, как реальная угроза для ПАПЦ. Возможно, именно из-за этого позиция польской церкви сейчас такая, а не другая.

Ситуацию вокруг создания Православной церкви Украины архиепископ Савва назвал “делом сатаны”, выход из которого “в руках Бога”. Остается надеяться, что в польской православной церкви все же смогут правильно отличить, какие действия от Бога, а какие от Сатаны. Следовательно, дело признания ПЦУ польским православным клиром будет лишь делом времени, причем не далекого.

Юрий Банахевич, Варшава

Первое фото: EPA

Актуально

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-