Опасная “ветократия” в ООН

Опасная “ветократия” в ООН

Укринформ
Почему случай Украины наилучшим образом демонстрирует угрозы злоупотребления правом вето в Совбезе ООН

Сомнения в целесообразности неограниченного права вето постоянных членов Совбеза старше самой ООН. Собственно, организация родилась в муках противостояния больших и малых государств по этому вопросу, в котором последние взяли верх благодаря ультиматуму. Однако со временем опасность и контрпродуктивность безграничной власти отдельных членов “Большой пятерки” становится все более очевидной. В частности, речь идет о злоупотреблении правом вето Российской Федерацией. Хочется поставить вопрос ребром: “не пора если не отменить, то хотя бы ограничить право вето в Совбезе ООН?” Однако учитывая действительные перспективы такой реформы, видимо, целесообразнее спросить: “Удастся ли исправить недостатки Совбеза сейчас, не ожидая еще одной глобальной катастрофы?”

“НЕ ПАЗВОЛЕМ!” ОТ ЛИГИ НАЦИЙ К ООН

Во время основания Организации Объединенных Наций в 1945-м году в разрушительной силе права вето в принятии решений уже можно было убедиться из опыта ее предшественницы - Лиги Наций. Конечно же, это был только один из присущих ей недостатков. В отличие от нашей современной ООН, Лига Наций предоставляла право вето всем членам - постоянным и непостоянным - Совета Лиги, прототипа нынешнего Совета Безопасности ООН. Количество таких государств возросло с четырех в 1920-м году до пятнадцати в 1936-м, и каждое из них могло заблокировать любое решение. Неспособность урегулировать отношения между государствами тогда привела к самой страшной войне в истории человечества.

Еще даже не на пепелище, а в финальном акте этой катастрофы, будущие победители начали обсуждение послевоенного мирового порядка. Активные дискуссии начались в 1944-м году, а материализовались уже в Ялте, когда лидеры США, Британии, Франции и СССР согласились, среди прочего, закрепить за собой право вето в будущей Организации Объединенных Наций.

Когда в апреле-июне 1945-го года пятьдесят наций, среди которых была и Украина (пусть и в форме УССР и в результате сталинских манипуляций), собрались в Сан-Франциско для разработки Устава ООН, препятствием для подписания финального документа стали дебаты относительно права вето. Ряд государств настаивал, что неограниченное блокирующее право для пяти постоянных членов Совета Безопасности угрожает стабильности мира. Советник делегации США Франсуа Уилкокс позже написал: “Лидеры Большой Пятерки четко объяснили в Сан-Франциско: или будет Устав с правом вето, или никакого”. В частности, один из членов американской делегации прямо во время выступления порвал черновик устава и объяснил делегатам: если документ не будет принят, это будет на их совести. Ультиматум сработал, и 26-го июня Устав ООН с правом вето был открыт к подписанию.

Интересно, что самого слова “вето” в нем не найти. В статье 27 говорится о “совместном голосовании” пяти постоянных представителей Совбеза, которое призвано, как убеждали учредители, способствовать единству между мощными государствами. Таким образом, для принятия решения в Совбезе с 1945-го года и по сей день необходимы “голоса девяти членов Совета, включая голоса, которые совпадают, всех постоянных членов Совета”.

ЧРЕЗМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕТО ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ ООН

Не прошло и года после основания ООН, как первое вето было применено. В феврале 1946-го года СССР заблокировал решение относительно вывода войск из Ливана и Сирии. В первую четверть века существования организации Советский Союз ветировал более ста решений. До момента первого “не пазволем!” от Соединенных Штатов в 1970-м году, СССР заблокировал уже 107 резолюций. Вследствие частого голосования “против” советского министра иностранных дел Вячеслава Молотова даже в шутку прозвали “мистер Вето”.

Перелом наступил только с 1970-х, когда США начали активно применять свой “блокирующий” голос (значительно чаще других) ради дипломатической защиты Израиля.

Всего за 73 года существования ООН США применили вето 80 раз. Британия воспользовалась им 32 раза. Франция ветировала 18 резолюций. Китай за все время существования ООН заблокировал 13 решений Совбеза ООН, почти все из них - в последние три десятилетия.

ОТ МИСТЕРА “ВЕТО” ДО ПОКРЫВАНИЯ МАССОВЫХ ЗЛОДЕЯНИЙ

В общей сложности, почти половина из 287-ми применений вето в Совбезе ООН с 1945-го по 2019-й гг. - на совести Москвы: общее количество заблокированных ею решений на сегодня достигло 141-го. Если следующие шесть вето тоже будут российскими, на счету Кремля будет больше половины всех вето в истории ООН.

Стоит отметить, что особенности использования этого исключительного права постоянными членами Совета безопасности существенно различаются. Каждое из пяти государств в свое время предсказуемо применяло его для защиты собственных национальных интересов во всяких международных кризисах и спорах. Для Франции, например, принципиальным был вопрос Коморских Островов, которые хотели получить независимость от метрополии. Для Британии - ее позиция в Суэцком кризисе. США защищают Государство Израиль, единственную демократию на Ближнем Востоке, которая существует вопреки всем, мягко говоря, неблагоприятным обстоятельствам.

Однако некоторые, кажется, не знают границы между национальными интересами и покрыванием массовых убийств и военных преступлений. Так, Москва блокирует расследование сбитых ею пассажирских самолетов: корейского Боинга, сбитого советским истребителем в 1983-м году, и малазийского Боинга #MH17, сбитого российской ракетой БУК-М1 2014-го года. Автор этих строк был на месте его падения и до сих пор помнит жуткие выжженные поля, лужи расплавленного металла и запах смерти. Покрывание Кремлем этого преступления просто немыслимо. Россия блокирует расследование и других военных преступлений, в частности, химических атак сирийского диктатора Асада против гражданского населения. РФ отказалась осуждать первую со времен Второй мировой аннексию в Европе, потому что сама же ее совершила, оккупировав Крым.

MH17 / Фото: dpa
MH17 / Фото: dpa

После окончания Холодной войны изменилась и частота использования вето. Франция и Британия с 1989-го года не применили ни одного. С тех пор США поднимали руку в знак протеста 18 раз. 10 из 13 китайских вето были применены после 1997-го года. Россия и за это время оказалась рекордсменкой: заблокировала 22 резолюции. Более того, 16 из них - только с 2011 года, то есть именно в эпоху “развитого путинизма”. 12 из них касались Сирии, одно - санкций против Йемена, одно - резолюции, касающейся 20-летия геноцида в Сребренице, и два - российской агрессии против Украины.

За последние семь лет Кремль заблокировал шестнадцать решений Совбеза ООН, в то время как США - только два.

И если в двадцатом веке было, возможно, уместно шутить про “мистера Вето”, то не идет ли речь в 2010-х годах о том, что один из постоянных членов Совбеза ООН систематически злоупотребляет своим правом вето и непоправимо вредит наиболее авторитетной организации в мире, которая, несмотря на все нарекания, уже 73 года стоит на страже мирового порядка? Тем более, что не только моральное, но и чисто юридическое право России занимать место среди “Большой пятерки” - под большим сомнением. Но об этом немного позже.

КТО И ЗАЧЕМ ПРИЗЫВАЕТ ОГРАНИЧИТЬ ВЕТО

Несмотря на распространенное убеждение, что ограничение права вето - несбыточная мечта, поэтому, мол, не стоит и призывать, идея на самом деле имеет немало адвокатов. Среди них  - и мощные правозащитные организации, и более ста государств-членов ООН, включая двух постоянных членов Совета Безопасности.

Некоторые из таких начинаний государств-членов перечислены на официальной странице Совбеза. Первую коллективную инициативу основала так называемая “Малая пятерка” - Коста-Рика, Иордания, Лихтенштейн, Сингапур и Швейцария - еще в начале 2000-х. Они призывали постоянных членов Совбеза "удержаться от применения права вето для блокирования действий Совбеза, направленных на прекращение геноцида, военных преступлений или преступлений против человечности”, и каждый раз объяснять причины вето. Похожие призывы время от времени раздавались со стороны государств-членов в различных дебатах относительно рабочих методов Совета Безопасности ООН.

Инициатива “Малой пятерки” со временем сошла на нет, но не исчезла бесследно: ее подхватили другие. 2 мая 2013-го года появилась межрегиональная группа уже 27-ми государств-членов “ACT” (англ. “Действие”, аббревиатура от “Accountability, Coherence and Transparency” - англ. “Подотчетность, Согласованность, Прозрачность” - ред.) Они разработали Кодекс работы Совбеза, полный текст которого был опубликован 1 сентября 2015 года. В нем говорится, что “государства-члены ООН все чаще выражают поддержку идеи добровольного согласия постоянных членов Совета Безопасности ООН воздерживаться от применения вето в случаях, когда речь идет о жестоких массовых убийствах”. Инициативу сразу поддержало одно из государств “Большой пятерки” - Франция. По состоянию на 1 января 2019 года, под ней уже подписались 119 государств-членов ООН, включая двух постоянных представителей Совбеза Францию и Британию. Украина, несомненно, среди подписантов.

Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко публично продвигает идею поэтапной отмены права вето. В недавней статье “ООН будущего” он отметил: “Наше государство также последовательно выступает за поэтапную отмену права вето, что особенно насущно в условиях агрессии против Украины со стороны России как одного из постоянных членов Совета Безопасности”.

Володимир Єльченко / Фото: ООН
Владимир Ельченко / Фото: ООН

Он напомнил о случаях рассмотрения российско-украинского конфликта и ситуации вокруг сбития малазийского самолета МН17, вопроса Солсбери и ситуации в Сирии, во время которых Совет Безопасности из-за злоупотребления РФ правом вето оказывается “парализованным”. Ельченко выразил убеждение, что “постоянный член Совета Безопасности, когда он является стороной конфликта, который рассматривается Советом, должен быть ограничен в возможности применения права вето в вопросе, в котором он — заинтересованная сторона”.

Стоит также подчеркнуть роль Франции, которая активно продвигает идею ограничения права вето. Официальный Париж определил это приоритетом своей внешней политики еще в 2013-м году. В сентябре 2014 года Франция в партнерстве с Мексикой организовала отдельное мероприятие министерского уровня на полях 69-й Генассамблеи ООН, посвященное этой теме. По его результатам была подписана политическая декларация с призывом к “Пятерке” добровольно ограничить использование вето, к которой по состоянию на сегодня присоединились 96 государств.

К ограничению права вето призывали также высокопоставленные чиновники ООН. Осенью 2016 года, в разгар кровавой бойни, которую Путин и Асад совершали в Сирии без соблюдения даже базовых правил войны, Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн призвал лишить постоянных членов Совбеза ООН права вето, если они продолжат использовать его для блокирования расследований военных преступлений в Сирии.

Зейд Раад аль-Хусейн / Фото: ООН
Зейд Раад аль-Хусейн / Фото: ООН

Его призыв прозвучал в интервью Роланду Олифанту из “The Telegraph” 4 октября 2016 года.

А уже 8 октября 2016 года в Совбезе “дежурно” поднялась рука ныне покойного Виталия Чуркина.

Віталій Чуркін / Фото: Getty Images
Виталий Чуркин / Фото: Getty Images

Россия заблокировала резолюцию по Сирии №S/2016/846, которой Совбез потребовал немедленно прекратить бомбардировки российской и сирийской авиацией гражданского населения в Алеппо, придерживаться международного права, немедленно предоставить доступ для гуманитарных миссий в зону конфликта, где в их помощи нуждаются сотни тысяч сирийцев.

Алеппо / Фото: ООН
Алеппо / Фото: ООН

К инициативе Кодекса для Совбеза ООН на ранних стадиях его создания подключилась правозащитная организация Amnesty International. В своем ежегодном докладе за 2014/2015 годы правозащитники поддержали предложение, которое призывает членов Совбеза “добровольно воздержаться от применения вето для блокирования действий Совета Безопасности в случаях геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности”.

Владимир Ельченко в своей недавней статье информирует также об инициативе ряда аспирантов на представительство в Совбезе относительно расширения количества непостоянных государств-членов в Совете Безопасности и предложении предоставить право вето большему количеству государств. Учитывая плачевный опыт Лиги Наций, которая тоже поэтапно расширяла количество государств в Совете Лиги и всем из них предоставляла право вето, такая перспектива пугает: не повторит ли ООН ее историю, и не станет еще более парализованной, чем сейчас?

ДЕ-ЮРЕ РОССИЯ - НЕ ПОСТОЯННЫЙ ЧЛЕН СОВБЕЗА

Злоупотребление Российской Федерацией своим правом вето в последние семь лет тем более бесстыдно, потому что Кремль... де-юре даже не является постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Де-факто Россия унаследовала место постоянного представителя СССР в Совбезе ООН, но “наследство” никак юридически не было закреплено.

Заинтересованный читатель может в любой момент открыть действующий Устав ООН, пятый раздел “Совет безопасности” и ознакомиться со статье 23:

“Совет Безопасности состоит из пятнадцати Членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великой Британии и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности”, - говорится в “основном законе” ООН на официальном сайте организации.

Автор этой статьи не видит в списке постоянных членов СБ ООН государства с названием “Россия”. А вы видите, читатель?

С формальной точки зрения, в конце декабря 1991-го года просто представитель одного государства, которое только появилось, сел в кресло за круглым столом Совбеза представителя другого государства, которое только что распалось. По воспоминаниям дипломатов, которые были свидетелями процесса, смена произошла в спешке, поэтому о “формальности” просто забыли. Россия оправдывала переход провозглашением себя “государством-правопреемником" СССР, в том числе беря на себя советские долги. Однако с юридической точки зрения, конструкция “государство-правопреемник” в системе ООН никоим образом не закреплена и не является правовым основанием для передачи кресла в Совбезе от одного государства другому.

Конечно, во время создания Устава ООН в 1945-м году отцы-основатели не могли предвидеть... распад одного из постоянных членов Совбеза. Однако переход кресла от СССР к России, который состоялся без соблюдения хотя бы призрака легальности, заложил под мировой порядок “бомбу замедленного действия”. За 23 года с этого дня одна из республик СССР, встав на реваншистскую траекторию развития, напала в общей сложности уже на четыре (!) бывшие советские республики. Напала, имея право вето в Совбезе ООН, а возможно, именно из-за него - ведь какой преступник не воспользуется гарантированной безнаказанностью, когда выпадает такая возможность?

Фото: UN Photo/Loey Felipe
Фото: UN Photo/Loey Felipe

МИР ДРУГОЙ, СОВБЕЗ ТОТ ЖЕ, А ПЛАНЕТЫ ДРУГОЙ НЕТ

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что большинство проблем, которые современный мир имеет из-за агрессивной России, являются следствиями ошибок, совершенных в момент распада СССР. Запад, который победил в долговременной и изнурительной Холодной войне, просто-напросто отказался забирать приз.

Может ли быть что-то более опасное, чем неуместное милосердие победителя над побежденным в момент победы и унижения? Воспримет ли побежденный это милосердие как акт доброй воли? Никогда. Побежденный лишь расценит такое поведение как издевательство над собой в момент унижения и будет ждать случая для мести.

Что сделал Запад, переиграв Кремль в Холодной войне, когда истощенный и дезинтегрированный, не выдержав соперничества, он пал вместе с памятником Дзержинскому напротив “Лубянки”? Разоружил Москву? Нет, зато вместе с Москвой разоружил Украину. Лишил права вето в Совбезе ООН? Нет, в то время, как у других частей СССР это право не появилось, Кремль посадил в кресло Совета своего представителя по неформальному праву “наследования”, которое даже не закрепили в Уставе.

Скажете, тогда была другая Россия и у Запада были другие надежды? Если и так, то сегодня видим, насколько неверными они оказались четверть века спустя.

Если ялтинская формула была основана на том, что победители Второй мировой имеют привилегированное положение в новом мировом порядке, то как с этим соотносится нынешняя ситуация? Фронт Второй мировой войны прокатился по Украине дважды: с Запада на Восток и с Востока на Запад. Украина потеряла в ней, по разным оценкам, от 8 до 10 миллионов человек. Против нацистов воевало почти семь миллионов украинцев: шесть миллионов в Красной армии, около ста тысяч - в Украинской повстанческой армии, до 120 тысяч - в польской армии, около 80 тысяч - в Вооруженных силах США, 45 тысяч - в армии Канады, около 5 тысяч - во французской армии. Это они, среди других, своими телами, своим здоровьем, своим самопожертвованием остановили Гитлера.

В итоге, Украина лишена привилегированных прав, а Россия ими обладает.

Более того, 27-я статья Устава ООН относительно голосования Совета Безопасности ООН предусматривает, что “сторона, участвующая в конфликте, должна воздержаться от голосования при принятии решения”. Этим правилом систематически пренебрегают не только в голосованиях относительно Украины, где Кремль скрывает свое участие, но и о военных злодеяниях в Сирии, где Москва открыто воюет на стороне режима Асада. Вечером на гражданское население сбрасывают бомбы с химикатами, а утром в Совбезе поднимается рука российского представителя, чтобы заблокировать любые действия ООН в отношении этого преступления.

Путін і Асад
Путин и Асад

Конечно, юридической процедуры, которой можно было бы ограничить право вето в ООН, нет. Согласно Уставу, любые изменения в нем должны согласовываться решением Совета Безопасности, и надеяться, что его постоянные члены откажутся от своего привилегированного статуса, нельзя. Именно поэтому все призывы об ограничении вето направлены именно к “Большой пятерке” в надежде, что они добровольно ограничат сами себя. Пока прислушивались лишь Франция и Британия, которые и так не блокировали ни одной резолюции с 1989 года.

Злоупотребление правом вето одним из постоянных членов Совбеза, который к тому же находится в Совете в полулегальном статусе, выходит за пределы не только целей ООН - а это, прежде всего, поддержание мира и мирового порядка - но и за пределы здравого смысла. Ослепленный безнаказанностью, Кремль додумался уже до неоднократных угроз применения ядерного оружия в эфире своих телеканалов. Динамика этого злоупотребления и растущего агрессивного реваншизма пугает: в сухом итоге, за последние семь лет Россия применяла вето больше двух раз в год, и в основном по вопросам или собственной агрессивной войны в Европе, или совместных с Асадом военных преступлений в Сирии.

Російські військові в Алеппо
Российские военные в Алеппо

Какие еще аргументы нужны, чтобы исправить ошибки нынешнего Совбеза, не дожидаясь еще одной мировой катастрофы? За неимением инструментов давления, коллективная воля государств-членов все же способна повлиять на ситуацию и склонить “Большую Пятерку” хотя бы сделать первый шаг: добровольно ограничить использование права вето в случаях геноцида, массовых убийств и военных преступлений. Ну, и вопрос вне рационального восприятия происходящего: что еще должна сделать Москва, чтобы ее исключили из Совбеза ООН? Применить ядерное оружие?

Мир просто не может позволить себе ждать еще одну катастрофу, чтобы улучшить формулу мирового порядка и привести ее в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Тем более, в отличие от предыдущей, эта, если случится, имеет все шансы быть последней, и наш печально известный опыт не понадобится даже для учебников истории, потому что их, скорее всего, не будет. Далее, по выражению Альберта Эйнштейна, будем воевать палками и камнями. Время действовать, пока не поздно.

Георгий Тихий, Нью-Йорк

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-