Ограбление сокровищницы в Дрездене: есть хорошая новость и есть плохая

Ограбление сокровищницы в Дрездене: есть хорошая новость и есть плохая

Аналитика
Укринформ
Музей обнародовал список похищенного, объяснил чего боялась охрана и намекнул грабителям на возможность выкупа

На месте преступления в Дрездене, где 25 ноября дерзко ограблена один из самых богатых коллекций драгоценностей в Европе, продолжает работать специальная следственная комиссия. Как сообщает пресс-служба полиции, речь идет о хорошо спланированном и подготовленном преступлении.

Только вечером в среду дрезденский музей драгоценностей "Зеленый свод" обнародовал на своем сайте список ювелирных изделий, украденных грабителями.

Это драгоценности XVIII века из трех так называемых гарнитуров, изготовленных для саксонских королей Августа Сильного и Августа III. Эти украшения состоят из более ста отдельных деталей. Кроме них украден эполет с бриллиантовой гарнитурой с особо крупным (почти 50 карат) бриллиантом "Саксонский белый". Только его стоимость эксперты оценивают в 10-12 млн долларов, но на эполете были и другие крупные бриллианты - весом в 39,5 и 21 карат.

Коштовності, викрадені з
Драгоценности, похищенные из "Зеленого свода"

Добычей грабителей стала также звезда польского Ордена Белого Орла, изготовленная в середине XVIII века из пяти крупных и 220 мелких бриллиантов, 92 рубинов, золота и серебра. В центре этой звезды бриллиант весом более 20 карат.

Что касается первоначальных комментариев про кражу драгоценностей на «миллиард евро», то генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена Марион Акерман считает, что точная сумма материального ущерба не может быть определена, поскольку украшения, хранившиеся в "Зеленом своде", продажной стоимости не имеют. Собранию еще и «повезло»: один из самых ценных экспонатов, уникальный зеленый бриллиант весом 41 карат, сейчас находится на выставке в Нью-Йорке. Поэтому завладеть им ворам не удалось ...

«Зелёный свод» (Grünes Gewölbe) - самая богатая коллекция драгоценностей в Европе, которая охватывает эпохи от ренессанса до классицизма, она насчитывает около 4 тысяч ювелирных украшений. В ее основе - бывшая сокровищница немецких князей Веттинов. Свое название музей получил от малахитово-зеленых колонн Зала драгоценностей (сейчас они закрыты зеркалами). 13 февраля 1945 года при бомбежке Дрездена были разрушены три из пяти залов. После Второй мировой войны экспонаты вывезли в СССР, но в 1958 году их вернули в Восточную Германию.

Основных версий две - и вторая намного хуже первой

Похитители украшений либо попытаются получить за них выкуп, либо переплавят их и продадут драгоценные камни отдельно, считает эксперт аукционного дома Grisebach Auction House Диандра Донекер.

По мнению эксперта, версия о том, что грабители работали на какого-то конкретного заказчика, который собирается спрятать их в тайной частной коллекции, маловероятна. Вероятнее, что преступники свяжутся с потерпевшим музеем или властью и потребуют выкуп в обмен на возвращение ценностей. "Это стало бы лучшим завершением ужасной истории", - добавляет эксперт.

В то же время "...после переплавки золота определить его происхождение будет невозможно. Все мы очень боимся, что драгоценности будут уничтожены, ведь в таком случае это культурное наследие будет утрачено навсегда", цитирует эксперта DW.

Чужой серед своих?

Ранее руководство музея утверждало, что системы безопасности «Зеленого свода» очень надежны, и единственная опасность может заключаться в утечке информации от кого-то из персонала. Теперь следствию это утверждение надо либо опровергнуть, либо двигаться именно по этому следу.

Что называть надежностью, если грабителям удалось: а) легко вывести из строя сигнализацию, б) отпилить прут массивной чугунной решетки на окне и таким образом проникнуть в музей, а потом еще в) разбить витрины из специального (!) защитного стекла, которое разбить якобы невозможно. Ограбление было зафиксировано камерами наблюдения. На видеозаписи видно двух грабителей, однако полиция пока считает, что всего их было четверо.

За безопасность в музее отвечает охранная фирма DWSI Wert-und Geldtransport GmbH Dresden. По данным Bild, два сотрудника фирмы и сообщили о проникновении в музей. Но охранники сами на место происшествия не пошли. Почему? Потому что они... не вооружены и не смогли бы помешать грабителям, объясняют в музее. «Человеческая жизнь для нас в приоритете. Так принято во всех музеях мира, и мы придерживаемся этого принципа», - сказала Марион Аккерман.

Три основных типа музейных грабителей

Давно известно, что легально продать украденный шедевр - невозможно. Да, частные коллекционеры могут нанять преступников для кражи, но миллиардеры-социопаты, которые наедине наслаждаются краденым в тайном месте - это редкость, все-таки. Как говорится, надо меньше смотреть телевизор. Хотя бы потому, что произведения, которые могут заинтересовать таких персонажей, тщательно каталогизированы, и если подобное вдруг откроется - последствия будут катастрофическими для заказчика - в первую очередь.

Поэтому в основном воры крадут произведения искусства, чтобы требовать выкуп у собственников. Не случайно эксперты, комментируя дело «Зеленого свода», косвенно намекают похитителям, что соглашение возможно и что оно лучше, чем непоправимый ущерб.

И хотя бывают воры, которые совершают кражи ради адреналина от опасности и чувства огромных ценностей в руках, но это не похоже на случай «Зеленого свода» - здесь все сработано дерзко и четко: вывели из строя сигнализацию, вломились, взяли и сбежали. А вот то, что злоумышленники целенаправленно прошли к «нужным» витринам и не трогали ничего больше, скорее наводит на мысль, что тут не обошлось без «заказчика».

Это новость и хорошая, и плохая одновременно. Плохая, что снижает шансы вскоре вернуть похищенное, хорошая - что драгоценности не уничтожат. Поэтому ждем хороших новостей, пусть даже они придут через много лет.

Александр Волынский, Киев

 * * *

Справка. Топ-15 крупнейших музейных ограблений

15. Лувр. Париж

Пожалуй, самый известный случай кражи искусства произошел 21 августа 1911 года, когда самую известную в мире картину - «Джоконду» Леонардо да Винчи - похитил работник музея. Его поймали через два года.

14. Гентский собор Святого Бавона. Нидерланды

В 1934 году были похищены два панно из Гентского алтаря XV века, нарисованные братьями Яном и Губертом Ван Эйками, из которых лишь одно было найдено вскоре после кражи. Второе, известное как "Праведные судьи", до сих пор не возвращено и где находится неизвестно, поскольку вероятный похититель, который прислал несколько писем с требованием выкупа, умер до заключения сделки.

13. Картинная галерея Далвич-колледжа (Dulwich College), Великобритания

Восемь картин - три Рембрандта, три Рубенса, одна Адама Эльсхаймера и одна Герарда Доу - были похищены из лондонской галереи Dulwich College. Картины были оценены общей стоимостью 1,5 миллиона фунтов стерлингов (в то время 4,2 млн долл. США). 30 декабря 1966 года воры попали в галерею, вырезав кусок из старых не используемых дверей. К счастью, все картины удалось вернуть в течение недели.

12. Археологический музей в Стамбуле. Турция

Различные артефакты и произведения искусства стоимостью 5 миллионов долларов были похищены из археологического музея 24 июля 1969 года (преступники убили ночного сторожа). Турецкая полиция вскоре арестовала гражданина Германии, который на момент ареста (1 августа) имел 128 украденных вещей в своем автомобиле.

11. Монреальский музей изобразительных искусств. Канада

4 сентября 1972 года Монреальский музей изобразительных искусств стал местом крупнейшей кражи произведений искусства в истории Канады. Вооруженные воры забрали украшения, статуэтки и 18 картин на общую сумму 2 миллиона долларов (сегодня это примерно 10,9 миллиона). Среди украденного - произведения Делакруа, Гейнсборо, редкий пейзаж Рембрандта. Кроме работы, которую в то время приписывали Брейгелю Старшему, возвращенной ворами в ходе переговоров о выкупе, ничего так и не вернули до сих пор.

10. «Дом Рассборо» (Russborough House). Ирландия

«Дом Рассборо» с 1974 года был ограблен четыре раза (причем в 2001 году дважды с промежутком в три дня). В частности, в 1974 году боевики Ирландской республиканской армии, забрав 19 картин на сумму примерно 8 миллионов фунтов, пытались обменять их на заключенных, но их самих арестовали.

9. Института исламского искусства в Иерусалиме. Израиль

15 апреля 1983 года из Института исламского искусства в Иерусалиме было похищено более 200 редких часов, только одни из которых стоили 30 миллионов долларов. Кража считается крупнейшим ограблением в истории Израиля. В 2008 году половину украденных часов нашли в двух банковских сейфах во Франции, среди них и «тридцатимиллионные».

8. Парижский музей современного искусства (Paris Museum of Modern Art). Франция

В 2010 году грабитель проник музей, разбив окно и сломав замок. Он вырезал картины из рам - в том числе работы Пикассо, Матисса, Модильяни. Общая стоимость украденных картин составила 123 миллиона долларов. Ни один из трех охранников, которые были на дежурстве, ничего не видел, и картины так никогда и не были найдены.

7. Музей Винсента Ван Гога (Van Gogh Museum). Нидерланды

В декабре 2002 года грабители по лестнице поднялись на крышу музея Ван Гога в Амстердаме и оттуда проникнув в помещение, украли две картины общей стоимостью в 30 миллионов долларов. Двое подозреваемых были арестованы в 2004 году, но картины так и не были найдены. На сегодняшний день музей, как и раньше, предлагает вознаграждение в 100 тысяч евро за возвращение картин.

6. Замок Драмланриг (Drumlanrig Castle). Шотландия

В 2003 году четверо мужчин под видом туристов среди бела дня проникли в замок Драмларинг в Шотландии и похитили «Мадонну с веретеном», шедевр Леонардо да Винчи. Они пригрозили гиду топором, а затем, сняв картину со стены, сбежали с ней через окно, в то время как в музее уже звучала сигнализация. Картина стоимостью 40 миллионов долларов была найдена в Глазго в 2007 году и возвращена владельцу.

5. Храм Брихадессварара. Индия

Эту историю скорее можно назвать аферой, чем обычным ограблением. В 2006 году из храма Брихадессварара в Срипурантане (Индия), якобы по заказу нью-йоркского дилера искусств Субхаша Капура, было вывезено 8 фигур древних богов. Из них один был продан Национальной галерее Австралии, в Канберре за 5,1 миллиона долларов, второй - Музею искусств Толедо, штат Огайо, еще один - в Музей цивилизации Азии, Сингапур. Скандал был раскрыт сайтом Chasing Aphrodite и получил широкое освещение в индийских СМИ. Правительство Австралии решило вернуть похищенное. Оба другие музеи поступили так же. Заказчика в 2011 году арестовали и передали в Индию, где его уже ждали обвинения по этому и еще нескольким другим делам. Арест Субхаша Капура подтолкнул музеи во всем мире проверить приобретения, сделанные с его участием, и в течение нескольких лет в Индию были возвращены еще сотни артефактов.

4. Национальный музей антропологии. Мексика

Еще одна очень странная история. В канун Рождества 1985 года в Мехико ни один из восьми охранников не заметил, что грабители прошли через неисправную систему сигнализации (она, как оказалось, вышла из строя еще за три года (!) до этого). Грабители сбежали со 140 артефактами майя и ацтеков - самое большое собрание доколумбовых предметов искусства за всю историю. Охранники обнаружили пропажу только на следующий день. Общая стоимость украденных предметов искусства составила 20 миллионов долларов.

3. Коллекция фонда Эмиля Бюрле (Buhrle Collection). Швейцария

В 2008 году воры в лыжных масках, размахивая пистолетами, среди бела дня проникли в частный музей Бюрле в Цюрихе. Они сбежали с картинами Сезанна, Ван Гога и Моне на общую сумму в 164 миллиона долларов и до сих пор так и не найдены. Грабители действовали так легко и беспрепятственно, что это стало громким предупреждением для музеев Европы, которые срочно провели модернизацию систем видеонаблюдения и безопасности.

2. Кюнстхал (Kunsthal Museum). Нидерланды

Но не всем, как говорится, помогло. В Роттердаме, в 2012 году, воры проникли в музей Кюнстхал через аварийный выход и всего за три минуты похитили картины Моне, Пикассо, Матисса и других художников на 24 миллиона долларов. Один из грабителей, гражданин Румынии, позже был задержан и признал себя виновным, но потом... судился с музеем из-за того, что ограбление удалось ему слишком легко, и в музее не работала сигнализация. А мать обвиняемого сожгла несколько украденных картин дома, считая, что так спасет сына от тюрьмы. Следствие нашло остатки шедевров в печи. Дикий случай, не так ли?

1. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner Museum). США

18 марта 1990 года два вора пришли в музей в Бостоне в полицейской форме. Они заявили, что проверяют сообщения о чем-то подозрительное во дворе. Но потом надели наручники и связали скотчем двух дежурных охранников и похитили тринадцать произведений искусства на общую сумму в 500 миллионов долларов.

ФБР отработало многочисленные версии, включая «теории заговора», причастность тайных агентов Ватикана, ирландских боевиков, ближневосточных шейхов и колумбийских наркобаронов. Однако за четверть века ни похитители, ни украденное так и не были обнаружены. Преступление остается нераскрытым по сей день и является крупнейшей, по версии The Richest, кражей произведений искусства за всю историю. На месте похищенных картин в музее до сих пор висят пустые рамы...

Вот несколько самых известных картин, которые так и не были найдены после ограблений - пять из них (два Рембрандта, Вермеер, Флинк и Мане) - из музея Гарднер.

Панно Яна ван Эйка похищено в 1934 году из Гентского собора, «Белый гусь» Жана-Батиста Удри - в 1990 году их Хоутон-холла в Норфолке, Пикассо и Модильяни - в 2010-м из Парижского музея современного искусства, Ван Гог - в том же году из Каира, «Суета сует» Яна де Хема - из Монреаля в 1972-м. Судьба картин Поля Гогена и Клоде Моне, вероятно, наиболее драматична - они из семи картин, похищенных в Роттердаме в 2012 году, которые мать одного из грабителей сожгла в сельской печке.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-