Андрей Дещица, Посол Украины в Польше
Граница должна объединять, а не разделять украинский и польский народы
02.01.2020 17:40

Прошлый год был довольно интенсивным в украинско-польских отношениях. Уже традиционно Польша очень активно поддерживает Украину на международной арене. Впрочем, между странами существуют и некоторые проблемы, а также нерешенные вопросы, на чем Киеву и Варшаве надо будет сосредоточиться в 2020 году.

В интервью собственному корреспонденту Укринформа Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Польше Андрей Дещица рассказал о том, какие на сегодня отношения между странами и каковы планы на их развитие в ближайшем будущем.

СЕГОДНЯ ЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ВИЗИТА ПОЛЬСКОГО ПРЕМЬЕРА В УКРАИНУ

- Господин посол, недавно глава МИД Украины Вадим Пристайко провел в Берлине совещание с украинскими послами в Западной Европе. Во время него он, в частности, заявил, что в следующем году будет делаться акцент на прагматизиции и экономизации внешней политики Украины. Какой это может иметь вид, если говорить о польском направлении?

В отношениях Украины с Польшей в последние месяцы преобладает прагматика

- Прежде всего, мы постоянно ставим вопрос о том, чтобы наши отношения по важным для Украины вопросам рассматривались обоими государствами прагматично. Эта прагматика в последние несколько месяцев преобладает в наших отношениях. Надеюсь, что такой тренд сохранится и в дальнейшем.

Что касается развития торгово-экономических отношений, в рамках украинско-польского сотрудничества товарообмен постоянно растет: в 2019 году он составил примерно 7 млрд долларов, что на более чем 10% больше , чем в 2018 году.

Однако, нам не хватает роста объемов польских инвестиций в Украину. Здесь есть простор для действий на ближайшую перспективу. В определенной степени это напрямую связано с ростом динамики контактов на уровне правительства. Мы надеемся, что в 2020 году вырастут польские инвестиции в Украину, а заинтересованности польского бизнеса Украиной будет способствовать визит главы правительства Польши в Украину.

- Кстати, польский премьер Матеуш Моравецкий занимает свой пост уже третий год, но еще ни разу не был в Украине. Давно не встречалась также Украинско-польская межправительственная комиссия по вопросам экономического сотрудничества. Можем ли мы ожидать проведения такой встречи?

- Между обоими премьерами существует постоянный канал телефонной связи. Нехватка визитов в определенной степени вызвана объективными факторами. Речь идет, в частности, о выборах, которые проходили в Украине и Польше в прошлом году, и формировании правительств обеих стран. Мы надеемся, что заседание Межправительственной комиссии, которое, как правило, предшествует встрече премьеров, состоится как можно быстрее. Стоит отметить, что эта комиссия  очень громоздкая, она состоит из около десяти подкомиссий.

В случае Украины мы уже выполнили свое домашнее задание: после формирования правительства был назначен ее сопредседатель – это вице-премьер-министр Дмитрий Кулеба. Ожидаем, что с польской стороны будет назначен или переназначен сопредседатель комиссии. До этого им была министр Ядвига Емилевич, которая сейчас является министром развития в новом правительстве премьера Моравецкого.

Мы будем предлагать не ждать проведения всех заседаний подкомиссий, а провести встречу в Варшаве или Киеве, чтобы проработать актуальную повестку дня двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Затем, в зависимости от того, какие направления требуют решений, можно будет проводить заседания этих подкомиссий.

- То есть, визиту польского премьера в Украину или украинского в Польшу должна предшествовать встреча этой комиссии?

- До сегодня существовала такая практика. Но не думаю, что надо сильно привязываться к ней. Сегодня есть необходимость в визите польского премьера, и будем настаивать, чтобы визит состоялся не в привязке к проведению заседания этих подкомиссий или комиссии. Мы заинтересованы в том, чтобы между премьерами завязались непосредственные рабочие контакты.

- Чьего визита стоит ждать прежде всего: Моравецкого в Киев или украинского премьера Алексея Гончарука в Варшаву?

- Существует практика очередности визитов. Последним был рабочий визит экс-премьера Владимира Гройсмана в Польшу на Экономический форум в Крынице (в 2016 году – ред.). После этого визитов польских премьеров в Украину не было. Эту ситуацию надо исправлять.

УКРАИНСКИЕ И ПОЛЬСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ – КОНКУРЕНТЫ В ЕВРОПЕ

- Польша обогнала Россию по уровню товарообмена с Украиной. Но несмотря на то, что растет экспорт, польское правительство просит Еврокомиссию наложить квоты на определенные виды сельскохозяйственных товаров из Украины, например на кукурузу. Собственно, насколько Украина и Польша партнеры, а насколько – конкуренты в Европе?

- Это очень хороший вопрос, ведь до определенного времени мы не были конкурентами для польских производителей. Сегодня Украина, модернизировав свою экономику и изменив вектор своего экспорта, становится объективно конкурентом Польши. В рыночных условиях это нормальное явление. Очевидно, что в такой ситуации польские производители, автоперевозчики или фермеры пытаются добиться каких-либо ограничений, чтобы защитить свой рынок.

Конкуренция между польскими и украинскими производителями – только на пользу потребителям

Но если обе страны являются членами ВТО, участниками зоны свободной торговли с ЕС, то в таком случае мы должны действовать в соответствии с правилами, которые там действуют, правилами, основанными на конкуренции и свободном рынке: кто лучше, того товар и покупают.

Очевидно, что стоит ждать соревнования между польскими и украинскими производителями. Однако конкуренция идет на пользу потребителям, поэтому ее не надо бояться.

Сейчас, например, мы видим проблемы, связанные с грузовыми автоперевозками: нам необходимо большее количество польских авторазрешений для украинских перевозчиков, которые транспортируют продукцию из Украины в государства ЕС.

- В каком-то смысле это тоже звено вышеназванной цепи.

- В определенной степени да, ведь польская сторона имеет определенные ограничения со стороны ЕС, Европа вводит свои правила. А тут появляются украинские автоперевозчики, которые готовы на условиях, невыгодных польской стороне, реализовывать заказ. Это – конкуренция.

И снова возвращаемся к вопросу изменения вектора украинского экспорта, который переориентировался на Запад. Речь идет не только о том, что мы перевозим товары в Польшу, а о том, что через Польшу транзитом доставляем их дальше – на Запад. Поэтому надо быть готовыми к переговорам относительно расширения присутствия украинских производителей, украинских перевозчиков, украинского экспорта в Европе, насколько это позволяет нам соглашение о зоне свободной торговли с ЕС.

- Когда будет следующий раунд переговоров с Польшей относительно квот для Украины на автомобильные грузоперевозки, ведь проблема окончательно еще не решена?

- На последнем заседании на уровне министров инфраструктуры было договорено, что анализ использования разрешений будет проведен в середине этого года, когда будет понятно – сколько разрешений и как используются. В то же время с нашей стороны надо сделать систему, которая была бы прозрачной и понятной, и не создавала бы оснований для каких-то коррупционных действий. Хотя с коррупцией в этой сфере наши правоохранительные органы справляются: если появляются какие-то подозрения, то они сразу реагируют соответствующим образом, привлекая к ответственности тех, кто злоупотребляет при выдаче этих разрешений. Но обеим сторонам надо поработать для улучшения условий грузоперевозок. Возможно, украинской стороне – даже больше. Это касается улучшения качества дорог, уменьшения очередей на границе, обслуживания автоперевозчиков на территории Украины и увеличения количества пограничных пунктов – что в интересах обеих сторон.

- Есть шансы, что количество разрешений на грузоперевозки увеличится с нынешних 160 тысяч до уровня многолетней давности в примерно 208 тысяч?

- Эти разрешения выдаются на началах взаимности. Количество этих разрешений может вырасти при нескольких условиях: если польские перевозчики будут использовать такое же количество разрешений (а они сегодня используют не 160, а около 100 тысяч), если в Украине будут интересные и конкурентные заказы для них, не будет очередей на границе, от чего они уже отвыкли, путешествуя по Европе, и лучше будет качество дорог.

РАБОТУ ПУНКТОВ ПРОПУСКА НА ОБЩЕЙ ГРАНИЦЕ НЕОБХОДИМО ОПТИМИЗИРОВАТЬ

- Вы упомянули о границе. Конец декабря показал, что в таких форс-мажорных ситуациях как праздники, когда резко увеличивается количество путешествующих, люди стоят в очередях по 15-20 часов. Что можно сделать уже сейчас, чтобы снять это напряжение на границе и улучшить ситуацию с пересечением границы?

- Прежде всего, надо говорить об оптимизации работы пунктов пропуска и различных формах ускорения пограничного и таможенного контроля лиц. Это может быть автоматизация системы пропуска, различные электронные очереди, электронные таможенные декларации, которые могут высылаться на границу заранее, еще до приезда товара на границу. Надеюсь, что новая украинская таможня найдет решение этих проблем.

- Это комплексная проблема с обеих сторон...

- Да, очень большое значение имеет также культура обслуживания. Очень часто фиксируем недовольство лиц, которые пересекают границу, где отношение пограничников и таможенников к путешествующим на границе хамское. А люди очень раздражены, когда они стоят на границе по 15-20 часов, и это приводит к напряжению.

Несколько лет мы уже говорим о распространении практики совместного пограничного и таможенного контроля во всех пунктах пропуска. Такая практика уже довольно долго существует в четырех пунктах из восьми на украинско-польской границе. Сегодня на это требуется согласие не только польской стороны, но и европейских институтов. Введение такой формы таможен, где украинская функционирует рядом с польской (как это сейчас происходит на четырех пунктах пропуска), показывает свою эффективность.

У нас также есть потенциал относительно модернизации пунктов пропуска. Например, речь идет о “Корчова-Краковец” (Львовская область), о котором мы уже много времени говорим. Его можно расширить по крайней мере в несколько раз, приведя нашу инфраструктуру в соответствие с той, которая существует с польской стороны.

- 100 млн евро польского кредита для Украины уже начали использовать для улучшения инфраструктуры на границе?

- На данный момент утверждено восемь проектов на общую сумму около 68 млн евро. На сегодня уже использовано из него почти 5 млн евро, то есть процесс пошел.

- В вопросах общей границы в 2020 году мы можем ожидать какой-то качественный прорыв, хотя бы по какому-то направлению?

- Я надеюсь, что да. Прорыв может быть в улучшении существующей инфраструктуры, в частности на пункте пропуска “Краковец-Корчова” и разграничение движения легкового и грузового транспорта. С польской стороны соответствующая инфраструктура есть (она простаивает), с украинской стороны она тоже частично готова.

Мы также обсуждаем вопрос о создании пункта “Нижанковичи-Мальховице” (Львовская область). Сейчас продолжается работа по утверждению проектно-сметной документации, на это в бюджете на 2020 год выделены средства. Кроме того, на этом пункте пропуска речь идет о создании пешеходного перехода.

ПОЛЬША ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНА В ПОДДЕРЖКЕ УКРАИНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

- Аналитический центр “Украинская призма” подготовил исследование по результатам этого года – и в нем в пятерку наиболее дружественных Украине стран попала и Польша. Это – положительное явление, особенно, если учесть, что два года назад Польша в таком же опросе была среди наименее дружественных стран. В чем заключается этот прорыв со знаком плюс?

Мы благодарны польским партнерам за поддержку Варшавой реформ в Украине

- Польша занимает последовательную позицию по поддержке Украины, и она не меняется несмотря на смену правительств Польши. Это касается стратегически важных для Украины вопросов: территориальной целостности, противодействии российской агрессии и продолжения санкций против России, европейской и евроатлантической интеграции Украины, поддержки украинских инициатив на международной арене и инициативы польской стороны на международной арене по поддержке Украины. В частности, речь идет о проведении слушаний в Совете Безопасности ООН, соавторстве резолюций по Крыму, твердой позиции Варшавы по противодействию строительству Nord Stream 2. Мы также благодарны польским партнерам за поддержку Варшавой реформ в Украине.

Эта последовательная политика Польши ощутима в Украине, поэтому она по достоинству оценена украинскими экспертами. Польша также, учитывая большое количество украинцев на ее территории, остается страной, которая настроена положительно к нашим соотечественникам. Случаются, конечно, инциденты, которые негативно воспринимаются как в Польше, так и в Украине – как правило, они касаются негативного отношения польских работодателей к украинским работникам. Но, учитывая большое количество украинцев, Польша - страна, которая создает условия, чтобы сюда украинцы приезжали, легально работали, жили – и это также положительно оценивается в Украине.

- Повлияли ли на это потепление в двусторонних отношениях встреча президента Владимира Зеленского со своим польским визави Анджеем Дудой в конце августа в Варшаве и разблокирование проведения поисково-эксгумационных работ в отношении польских жертв на территории Украины?

Исторические вопросы сняты с топ-агенды украинско-польских отношений

- Да, это – элемент постоянного диалога между сторонами, который качественно изменился. Хотя исторические вопросы остаются в повестке дня двусторонних отношений, но их сняли с топ-агенды двусторонних отношений. На это повлияли решения о снятии запрета на поисково-эксгумационные работы в Украине, что реализовано после визита президента Зеленского в Польшу. Это разблокировало ведение диалога во многих других плоскостях и сняло напряжение, которое существовало в переговорах на официальном уровне. До этого сложные исторические вопросы всегда были если не первыми, то одними из первых, которые обсуждались на официальных встречах. Сейчас ситуация изменилась.

- Планируется ли в ближайшее время визит президента Польши Анджея Дуды в Украину?

- Все будет зависеть от того, каким будет график президента Польши в начале следующего года. Скоро в Польше начнется президентская избирательная кампания и, понятно, что действующий президент, как один из кандидатов, сосредоточится на ней. Посмотрим, как будет с графиками президентов до начала кампании. Возможно, состоится такая встреча. Недавно состоялся телефонный разговор президентов – очень долгий, интенсивный, с обсуждением многих вопросов, которые находятся на повестке дня двусторонних отношений, международной политики. Очевидно, что есть интерес продолжать этот диалог.

ПОЛЬСКАЯ СТОРОНА ПЛАНИРУЕТ УПОРЯДОЧИТЬ ЛЕГАЛЬНЫЕ УКРАИНСКИЕ МЕСТА ПАМЯТИ

- Недавно во Львове состоялась встреча сопредседателей Консультационного комитета президентов Украины и Польши Игоря Жовквы и Кшиштофа Щерского. После этого ОПУ информировал об ожиданиях украинской стороны относительно решения проблемы с восстановлением легальных украинских мест памяти, которые были разрушены на юге Польши в течение 2014-2017 годов. Какова реакция польской стороны?

Есть третьи стороны, которые заинтересованы, чтобы история была предметом раздора между украинцами и поляками

- Мои встречи и переговоры с польскими чиновниками, которые отвечают за вопросы исторического прошлого, свидетельствуют о том, что польская сторона намерена взяться за вопросы благоустройства легальных украинских мест памяти в Польше. Это требует определенного времени, процедур. В конце концов, заявление президента Украины тоже не означало немедленного разблокирования поисково-эксгумационных работ. Оно прозвучало в августе, а работа началась в конце ноября. Есть определенные процедуры, которые необходимо выполнить. И такова позиция польской стороны.

Вместе с тем мы должны понимать, что есть люди, институты, возможно и третьи стороны, которые заинтересованы, чтобы этот вопрос и в дальнейшем был предметом раздора между украинцами и поляками. Но если мы убеждены в важности украинско-польского стратегического партнерства, должны быть выше таких попыток и провокаций, вести себя цивилизованно, исходя из принципа, что надо почтить погибших людей и воинов. И это правило должно быть применено ко всем. У нас существует двустороннее соглашение от 1994 года о сохранении мест памяти, и сейчас мы хотим, фактически, возобновить консультации в рамках данного соглашения – для того, чтобы урегулировать все вопросы, связанные с местами памяти как в Польше, так и в Украине. То есть, у нас есть правовая база для такого сотрудничества – и только надо ее использовать.

КОЛИЧЕСТВО УКРАИНЦЕВ В ПОЛЬШЕ – НА УРОВНЕ ГОРОДА-МИЛЛИОННИКА

- За последние пять лет резко возросло количество украинцев, которые живут и работают в Польше – примерно в пять раз. Растет и количество вызовов, например, связанных с нарушением их трудовых прав. Украинцы также все чаще попадают в Польше в разные нетипичные ситуации. Возможно, необходимо увеличить количество украинских консулов и генконсульств в Польше?

- Да, мы ощущаем увеличение количества украинцев и рост нагрузки на консулов. Сегодня в Польше у нас четыре консульских учреждения: три генконсульства и консульский отдел в Варшаве, а количество украинцев в Польше – на уровне города-миллионника. Это очень много. Кроме того, значительно возросло количество разных незапланированных ситуаций, в которые попадают украинцы в Польше. Это, в частности, ДТП, несчастные случаи, в которых людям надо оказывать помощь. Большее количество случаев, связанных с нарушением трудового законодательства Польши, также связано с ростом количества украинцев, которые здесь работают. Поэтому есть необходимость в увеличении украинского консульского присутствия в Польше, в частности в открытии генконсульства во Вроцлаве. Это естественно, ведь количество украинцев в Нижнесилезском воеводстве Польши (административный центр – Вроцлав) и этом регионе Польши в целом значительное, и это дало бы возможность нашим соотечественникам, которые вынуждены добираться до других генконсульств 3-4 часа, приезжать туда.

Необходимо также увеличение количества консульских работников и, соответственно, расходов. Мы работаем над этим. В частности, в Варшаве хотим создать лучшие условия для посетителей, поскольку консульский отдел в столице Польши, который был создан в 1990-х годах, был рассчитан на 10 посетителей, а сейчас их около 100 в день. Поэтому, если у нас на одного консула больше, то все равно мы не можем принять людей в достойных условиях. Следовательно, ставим себе задачу создать здесь, в Варшаве, в следующем году условия лучше, перенеся консульство в новый корпус посольства, ремонт над которым завершается.

- Когда откроется новый корпус посольства в Варшаве?

- Надеюсь, что в этом году. Мы над этим работаем. Сейчас там завершается капитальный ремонт в соответствии с графиком, и надеемся, что весной мы сможем ввести этот корпус посольства в эксплуатацию.

- В новом корпусе, кроме консульства, кажется, планируется также разместить филиал Украинского института?

- Да, мы на это надеемся. Мы создаем условия для того, чтобы это помещение можно было использовать также для продвижения Украины. Будет ли это в виде филиала Украинского института или отдела посольства – будем решать после того, как создадим для этого условия.

- А когда конкретно можно ожидать открытия генконсульства во Вроцлаве?

- Это будет зависеть от решения МИД, ведь для этого нужны финансовые и кадровые ресурсы. Стоит отметить, что у нас на сегодня 11 почетных консульств, нет их только в трех воеводских центрах Польши – городах Кельце, Белосток и Ольштын. Я надеюсь, что найдутся достойные представители, которые смогут представлять Украину в этих воеводствах, таким образом покрывая административно всю Польшу.

- С ростом количества украинцев растет также необходимость обеспечения их базовых потребностей, в частности образования украинских детей...

- В Польше действуют несколько школ с украинским языком преподавания. Но, конечно, увеличение количества украинцев в Польше требует более профессионального и стабильного обеспечения образовательных потребностей. Открытие украинской школы с украинской программой обучения – это процесс, который требует совместных усилий украинской дипломатической службы, местных органов власти, польского государства и родителей.

Как показывает международная практика, такие школы финансируются или софинансируются частными источниками, фондами, государством и за счет дотаций из местного бюджета. Мы имеем заверения со всех сторон, что будет содействие в этих вопросах. Как посольство мы выделяем средства на определенные проекты для тех субботних школ, которые функционируют в Варшаве. Если будет инициатива о регистрации институции – «украинская школа», которая будет иметь соответствующую финансовую, материальную и кадровую базу, то мы будем готовы с ней сотрудничать, помогать и развивать. Но для этого нужны совместные усилия и видение нескольких сторон.

- Каковы ваши основные приоритеты на 2020 год?

- Это открытие отделения Украинского института в Варшаве, что создало бы условия для большего украинского присутствия благодаря промоции украинской культуры и бизнеса. Это также создание условий, чтобы между Украиной и Польшей были беспрепятственные контакты, чтобы граница объединяла, а не разделяла нас и наши народы.

Юрий Банахевич. Варшава

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-