После выставки в Брюгге: Украина, искусство, Донбасс

После выставки в Брюгге: Украина, искусство, Донбасс

Репортаж
Укринформ
“Украинские недели” могут исчезнуть. А они нужны прежде всего украинцам, чтобы быть услышанными в мире

На уходящей неделе в Брюгге проходила «Неделя украинского искусства», – яркий и захватывающий праздник украинской культуры, на котором наша страна была представлена во всем ее разнообразии и красоте. Это праздник проводится уже второй год подряд благодаря энтузиазму и энергии украинской художницы Светланы Лебиги, которая постоянно проживает в Бельгии, но искренне болеет за Украину и пытается донести до западной публики ее лучшие черты. На мероприятии побывал корреспондент Укринформа.

УКРАИНСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

На самом деле, хотелось сделать легкий такой "воскресный репортаж". О празднике. О художниках, которые приехали в Бельгию и привезли свои художественные произведения на традиционную уже «Неделю украинского искусства», во время которой украинские картины экспонируются в одном из лучших выставочных залов Бельгии в самом сердце старинного города Брюгге – на площади Markt. Ведь жизнь, на самом деле, шире и интереснее непрерывного потока мрачных новостей из Украины, со всеми этими громкими отставками, мышиными играми вокруг власти и нелепыми заявлениями, что о воде, что о Донбассе.

Искренне – хотелось обойтись без политики. Но, как говорят в таких случаях – если вы уходите от политики, политика приходит за вами. Хотя ничего, вроде бы, не предвещало....

«Это уже вторая неделя украинского искусства в Брюгге. Именно так эту мечту я сама воплощаю в жизнь. Хочу здесь, в Европе, рассказывать об Украине с другой стороны, не так, как здесь можно читать в прессе», – говорит главный организатор и «генератор» выставки Светлана Лебига.

Благодаря ее усилиям, а также хорошим отзывам после прошлогодней украинской выставки в Брюгге, в этом году на Украинской неделе свои работы представили художники практически из всех уголков Украины – из Киева, Львова, Луцка и других городов. Среди них широкой и разноплановой была презентация региона Донбасса – здесь были художники родом с Донецка и Луганска, известная режиссер из прифронтового Бахмута, само творчество и присутствие которых в выставочном зале напоминали о том, какой трудной и драматичной бывает обычная человеческая жизнь.

Свои работы в Брюгге привезли украинские художники и из других стран – из Чешской Республики, из Словении, Нидерландов, даже из США. Поэтому выставка на самом деле начала приобретать де-факто международный масштаб и окраску.

Их было 14 смельчаков – художников, которые осмелились представить свое творчество бельгийской публике. Хотя, учитывая то, что Брюгге сам по себе город-жемчужина и «культовое» место Бельгии, речь шла не только о бельгийцах. В выставочный зал, доступ в который был свободным и бесплатным, заходили многочисленные туристы, которых привлекли в старинный европейский город традиционные сезонные фестивали. Поэтому можно говорить о том, что на этой выставке Украина показала себя всему миру.

НОВЫЕ ЛИЦА И “СТАРЫЕ” ЗНАКОМЫЕ

Когда прогуливаешься по выставочному залу, всегда можно ожидать чего-то неожиданного. Собственно, в этом и заключается цель художника – заинтересовать зрителя точным, а иногда – неожиданным образом. Взгляд невольно задержался на яркой картине – вроде выглядит как пейзажное изображение горного массива. Если смотреть немного издалека – ну точно украинская вышиванка.

«Действительно, это похоже на вышиванку, – комментирует запрос автор произведения, львовская художница Яна Гудзан. – Это Гуцульщина, Черногорский хребет. Все работы, которые вы тут видите, полностью сделаны с натуры, – в экспедициях и на «пленэрах». И даже холод здесь настоящий. Эти рисунки сделаны в мороз – было действительно очень холодно. Для меня это очень важно – поймать эту свежесть», – рассказывает Яна.

Она – профессиональная художница. Окончила Львовскую национальную академию искусств по специальности реставратор, и при этом имеет законченное художественное образование. Именно это обстоятельство придает ее работам особый колорит. Странно, но эта стройная девушка разбирается в технике иконописи и древней византийской живописи, в технологиях темперной и масляной живописи на доске или на холсте, что даже звучит «как космос». Эти старинные техники Яна применяет в современной интерпретации, и переносит, как кажется, в свои работы частицу той древней сакральности.

В Бельгию художница попала совсем неслучайно, но по совету подруги по жизни и по «цеху» Елены Наидко, которая, как и год назад, представила в Брюгге свои новые работы. Именно она посоветовала Яне Гудзан рассказать о себе и прислать работы на конкурсный отбор.

«На самом деле, был очень большой конкурс – несколько сотен человек подавали заявки. Но мне повезло. Выставка очень интересная, показательная. Представляем целую Украину, разные регионы. На самом деле мы все – очень разные художники, работаем в разных техниках, с разными темами и сюжетами. Светлана (Лебига – авт.) собрала разных по стилю и по наполнению художников. Здесь есть и графика, и цифровая живопись, есть и инсталляции, и костюм», – рассказывает Яна.

Действительно, иногда просто дыхание перехватывало от такой плотности творческой энергии на единицу выставочной площади. Этот эффект, наверное, был точно просчитан организаторами выставки. Светлана Лебига не изменила свой главный критерий отбора – все художники, которые представляют свои работы, должны быть профессиональными. Это решение было безошибочным. Ведь именно профессионализм и академическая школа порой подчеркивают преимущества украинских работ. 

Об этом говорила еще одна украинская художница, Маргарита Шейко, которая приехала из Чешской Республики, где сейчас постоянно живет и работает. Ее творческое направление – портретист. Работы Маргариты были просто разложены на столе перед художницей, некоторые из них – очень «свежие», поскольку были выполнены по просьбе «граждан вселенной» – немцев, французов, американцев, которые заходили на выставку и не скрывали своего восхищения представленными произведениями.

«На самом деле, украинское искусство важно для мира. Я живу в Чехии, поэтому могу говорить об этой стране. Люди там очень позитивные, хвалят художников абсолютно за все. И это, знаете, приводит к потере определенной академической школы, которая присуща украинским художникам. Именно поэтому к украинской художественной культуре есть большой интерес. Я даже начала думать, чтобы основать свою школу», – говорит художница.

Как старые знакомые, здороваемся с харьковской художницей Ольгой Адам. В прошлом году она выставила незабываемые работы, на которых известные исторические и политические личности и объекты, от статуй президентов и даже королев, были представлены в совершенно непривычном виде – с головами разных животных, которые смотрели на зрителей и на мир человеческими глазами. «Животной» тематике Ольга осталась верна и в этом году, правда, с другой идеей. Показывает мастерски выписанные «портреты» животных – буйволов, косуль, птиц, выполненные на полотнах, которые напоминают растянутые для выделки звериные шкуры. Главная деталь – те же большие и очень «человеческие» глаза, которыми эти образы смотрят на людей.

«Мой проект «на грани» – это и о животных, которые оказались в Красной книге, и в Карпатах они исчезают, некоторых уже нет. Вообще, проект включает 20 работ. Мы демонстрировали эти картины в Карпатах, просто на курорте катали их на лыжных подъемниках, словно шкуры на мясокомбинате, чтобы люди видели – что теряют. Мы обычно не смотрим в глаза диких животных. Я намеренно увеличила эти портреты, чтобы сделать глаза большими. Чтобы люди наконец поняли – это не мясо, это живые существа», – говорит Ольга Адам.

Показывает на изображение какого-то странного, фантастического животного. Это, говорит, украинский зубр, который жил в Украине лет сто назад. Его, говорит, уничтожили большевики, никто не помнит, как он выглядел, поэтому пришлось рисовать из воображения.

Это был «звоночек». Так на выставку ворвалась политика.

ДОНБАСС. СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Донбасскую тему подняла сама организатор выставки, Светлана Лебига.

«На выставке представлены профессиональные работы, но есть одно исключение. Вот здесь, – показывает, – графика Игоря Мусина, нашего, украинца, которого дочь перевезла жить и лечиться в Брюгге. Он очень интересный человек. Всю жизнь проработал на шахте, 35 лет под землей. Его семью репрессировали – отца расстреляли, а мать сидела в лагерях, после – разыскивала своих детей по детским домам. Он только тут начал рисовать. Но смотрите, какой талант! При том, что сам Игорь травмирован, легкие съела шахта, почти не видит... Но смотрите, гениальная графика, хоть и любитель», – рассказывает Светлана.

Игорь Мусин – с Донбасса. Как и художники, которые привезли свои работы в Бельгию: Елена Клочко – из Бахмута, Дмитрий Саватур – из Луганска, Сергей Захаров – из Донецка. Война коренным образом изменила их жизнь, что нашло проявление в творчестве.

Елена Клочко, которая проживает в прифронтовом Бахмуте – не только художница от Бога, но и профессиональный кинорежиссер, у которой несколько ярких киноработ. Одну ленту под названием «Beauties and Beast» (условно переводится как «Красавице и чудовище», но Елене такой перевод не нравится), она привезла в Бельгию. Суть «проста» – донести до людей чувства женщин, которые волею судьбы оказались в «серой зоне», между войной и миром. Эта лента лишь частично документальная, она полна эмоций и символизма, это настоящий арт-проект с участием реальных жителей "серой зоны".

«Когда люди смотрят – они плачут. В том числе и здесь, в Бельгии. Иногда мне говорят – не будь такой «умной», будь проще... Но так не могу. Я профессиональный режиссер, мне важно передать это психоэмоциональное состояние», – говорит Елена.

Она училась и больше 20 лет прожила в России, но вынуждена была покинуть Питер, потому что там, по ее словам, вдруг стала задыхаться, несмотря на близость Скандинавии и ветер с Ладоги.

«Там все как-то в один момент перекрасились, поменяли направление, как флюгеры. Я от всего этого впала в ступор, и не могла работать. А после – началась война...» – говорит режиссер.

Она убеждена в том, что на Донбассе еще можно все исправить, хотя это будет сложно, – и для этого не придется ждать смены поколений. «Нужно время, чтобы все изменилось. За это время мы вернемся. Ведь никто не хочет совсем покидать Украину».

Сергей Захаров приехал в Брюгге впервые. Хотя во время выставки в прошлом году его графический роман «Діра. Серпень 2014» был одной из самых сильных эмоциональных работ. Эта книга, которая была переведена на восемь языков, посвящена драматическим событиям в Донецке сразу после начала российской агрессии, отраженным через судьбу одного конкретного пленного донецкого «подвала».

Встреча с Сергеем поражает, потому что сразу бросается в глаза его внешнее сходство с главным персонажем графического романа, который, оказывается, является автобиографическим.

«Такие презентации, как эта, на самом деле очень важны. Ведь нашу трагедию здесь, в Европе, воспринимают как что-то далекое, не очень переживают. Так уж человеческая натура устроена. Но на самом деле, для Европы важно знать, что мы – ее часть, мы – граница между цивилизацией и этим... государством. Последней империей. Пусть смотрят этот роман, читают понятными словами – что происходит там, на границе», – говорит художник.

На прямой вопрос – возможно ли быстрое решение проблемы Донбасса – он отвечает печальным «нет». Потому что кровь пролилась, кровь тех местных, которых оккупационные власти первыми бросали в горнило войны. Но и отгораживаться стеной от людей Донбасса, по мнению Сергея, Украине тоже не стоит. Все изменится, но только после того, как какие-то качественные изменения произойдут в России, откуда, собственно, на землю Донбасса пришла беда. Только тогда могут зажить раны.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

На самом деле, то, что произошло в Брюгге, очень важно. Для европейцев, которые, если системно работают с Украиной, хорошо знакомы с сутью событий. Но им не хватает именно этого – эмоционального понимания того, что происходит рядом. По наблюдениям украинских дипломатов, во время знакомства с графическим романом Сергея Захарова о произволе, насилии и пытках даже опытные правозащитники, которые каждый день читают отчеты о жестокости и крови, испытывали нечто вроде шока. Но такое эмоциональное понимание необходимо, чтобы воспринимать эту ситуацию адекватно.

Подобные мероприятия нужны Украине, и очень плохо, если на каком-то уровне такое понимание случайно теряется. Немного огорчило, когда Светлана Лебига дипломатично воздержалась от ответа – кто финансировал аренду этого престижного выставочного зала. Еще грустнее стало, когда в стороннем разговоре она высказала предположение, что, вероятно, в этом году проводит последнюю «Украинскую неделю».

А вот этого допускать нельзя. Если кто-то и что-то и нуждается в государственной поддержке – так это именно такие проекты, которые держатся на плечах и ресурсах самоотверженных и неравнодушных людей. «Украинские недели» нужны прежде всего самой Украине, чтобы быть услышанной и понятой в мире, они - лучший из всех возможных путей для достижения такой цели.

Дмитрий Шкурко, Брюссель
Фото – автора и Посольства Украины в Королевстве Бельгия

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-