Можно ли гарантировать мировую безопасность за счет христианских ценностей?

Можно ли гарантировать мировую безопасность за счет христианских ценностей?

Укринформ
Украинские христианские мыслители предлагают новый путь: послепостправды, где правда будет правдой, а ложь ложью

На днях на сайте Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости был обнародован своего рода богословский трактат “Тоска по Правде, которая освобождает” – на темы правды, ее проявлений в современном мире.

Эта совместная работа представителей украинских христианских конфессий не только дает ответы на актуальные, очень острые вызовы, она не только объясняет порой страшные и отвратительные явления с точки зрения именно христианства (а не только абстрактных общечеловеческих ценностей), но и свидетельствует, что в Украине уже сформирован круг или сеть людей, христиан разных конфессий, которые способны видеть главное, объединяться в переосмыслении современных процессов и быть островом адекватности и любви.

Более того, когда широкая общественность уже привыкла к нашей реальности, информационным войнам, сведя ее к терминам обычных военных и других гибридных классификаций, общество требует именно такой христианской трактовки современной действительности. И едва ли не впервые в новейшей украинской истории “фабрики троллей” оценивают не с “соседнего окопа” (пусть это даже окоп защищающейся жертвы), а с точки зрения вечности, опираясь на голос духовных и общественных авторитетов и отцов Церкви.

Сами авторы и подписанты (документ открыт для подписания) признают, что любят свои церкви (а это и православные, и римо-католики, греко-католики, и протестанты), но любят Киевскую землю и, чувствуя за спиной человечества грохот погони Великого Змея (в христианстве — Сатаны), хотят выразить свои тревоги и искать пути всеукраинского консенсуса.

Вот неполный перечень вопросов, которые они поднимают в своей работе. Почему не работает система политкорректности? Почему релятивизм безнадежно устарел? Почему то, что принято считать легитимностью и безопасностью, может быть ловушками для правды?

Мы решили привести наиболее интересные высказывания и цитаты из этой работы.

ДЛЯ ХРИСТИАНИНА ПРАВДА - ЖИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, А НЕ “ИДЕЯ”, КОТОРАЯ ЛЕГКО СТАНОВИТСЯ ИДЕОЛОГИЕЙ

Христова Церковь издавна твердит, что Правда — это не что, а Кто, потому что миру было объявлено Христом: «Я есмь путь, и истина, и жизнь».

Она также предсказала, что мир, который разминется с Христом, разминется и с правдой... Действительно, мир сегодня захлебывается в духовных проблемах и теряет способность различать добро и зло, правду и притворство.

Правда заключается не в постулатах или утверждениях, а в личности — во Христе Иисусе: «Я есмь путь, истина и жизнь».

Для христиан правда - живые отношения, отношение к другому как к себе, а не «идея» — последняя легко становится идеологией. Ведь кажется, что даже правда, за которую страдали (например, свобода или права человека) еще несколько десятков лет назад, может стать идеологией и инструментом преследования и дискриминации сегодня.

Нам нужен дар распознавания, чтобы как-то предусмотреть, согласовать [жизнь] с приговором Бога человеческой истории».

Мы всегда можем ошибаться, и трагическая история человечества учит нас, что наивная вера в свою правоту ведет к большому злу и горю. Здесь встает вопрос: Можем ли мы судить историю до Суда Божьего? И да, и нет. Мы можем отделять правду от притворства только если будем смотреть на реальность сквозь «взгляд Бога», памятуя, ...что мы не являемся собственниками Божьего взгляда. Правда таки относительна — но только в том смысле, что она относится к Богу.

ХРИСТИАНИН И ПОСТПРАВДА: КАК ВЫЖИТЬ И РАЗЛИЧИТЬ?

Сколько существует мир после грехопадения, столько и существует в нем, как тень Божьей Правды, греховная неправда. Со временем пропагандистские машины становились все совершеннее, завоевания лжи — все масштабнее.

Однако проходило некоторое время, и все конструкции Лжи рассыпались в прах. Главным инструментом человечества в восстановлении Правды была способность человека различать добро и зло, правду и притворство.

Сегодня дьявол нацелился на саму эту способность, буквально на наших глазах внося сумятицу в умы и души людей. «Информационная война имеет целью не создание альтернативной правды, а искоренение нашей основополагающей способности различать правду вообще». Сегодняшнее понятие о добре и зле тленное, и новизной нынешней ситуации является то, что зло «скрывается от глаз и убегает от мечения и признания тем, чем оно является на самом деле».

Сегодня фабрики лжи берут отчасти правдивую информацию, но тонко ее искажают, делая ее правдоподобной, однако недостоверной. «Таким образом содержание, хотя и безосновательное, приобретает такую видимость правды, что даже авторитетные опровержения вряд ли могут ему навредить». Так препарированная информация влияет на глубинные инстинкты человека и его стереотипы, побуждая его поверить в то, во что он хочет верить.

Восприятие такой искаженной информации превращается в акт веры, а не в вывод разума. Мало того, логические доводы со стороны о ложности такой информации воспринимаются зомбированным человеком как попытка обмануть его и отвести от правды. Так Ева поверила, что Бог хочет скрыть от нее возможность познания добра и зла (сравн. Быт. 3:1-7), — и все мы знаем, что из этого вышло.

Конечно, было бы преувеличением утверждать, что сегодня неправда живет в большей концентрации, чем когда-либо в истории...

Остерегаться преувеличений важно, потому что наша тоска по правде - не тоска по прошлому и осуждение сегодняшнего дня. Действительно, отдельные христианские общины часто представляют себя защитниками традиции, проповедниками онтологической лучшести старого, что часто выливается в отторжение изменений, инноваций и современности как таковой. Но Христа распяли не релятивизирующие постмодернисты, а защитники традиции. А дьявол стал князем мира сего задолго до Французской или Российской революций, тоталитаризмов ХХ века или современного агрессивного безбожия.

Пропаганда так же стара, как наш мир, и вряд ли советские идеологические сказки были «правдивее» современных российских аналогов.

Впрочем, каждая эпоха привносит свои особенности, а нынешнее время, которое уже привычно называют эпохой постправды, принесло с собой минимум одну радикальную перемену: «Фейк-ньюз — это не совсем постправда. Потому что, когда вы лжете, вы все равно требуете определенного уровня истинности... А вот постправда как раз вообще не предусматривает никаких аргументов. Ее основная характеристика — не то, что это ложь, и не то, что это фейк, а то, что это полное безразличие к истине».

Смятение людей от неспособности различить правду и притворство оборачивается искушением для врага. В мире сегодня существуют мощные институты, которые изо всех сил и за большие деньги сознательно смешивают правду и ложь. Как только в обществе появляется перспективный феномен, силы зла моментально дискредитируют его черным пиаром или же созданием параллельного лукавого двойника, который дезориентирует людей. Поэтому наше время можно назвать активным наступлением зла, расчет которого прост: внести сумятицу. Ведь, когда все вокруг лишь определенная комбинация добра и зла, то за победу какого добра нужно бороться? И на кого тогда можно опереться?

СРЕДИ ЭПИДЕМИИ БЕСЧЕСТИЯ И БЕСКОНЕЧНОГО ЧАСТОКОЛА ЛЖИ

Сегодня многие из тех, кто находится на вершинах власти, воспринимают чистую правду как угрозу. Они боятся ее. Они отрицают ее. И они атакуют ее — так, как это делали когда-то коммунисты. Так мы оказываемся среди эпидемии бесчестия и бесконечного частокола лжи.

Еще двадцать лет назад политический лидер, пойманный на откровенной лжи, немедленно подал бы в отставку и не имел бы особых электоральных шансов. Сегодня ложь все больше гарантирует политический успех и становится электорально выгодной, а политики, которые ее практикуют, умертвили свой дух и уже не испытывают угрызений совести.

Мало того, к откровенной лжи становятся нечувствительными даже развитые демократические общества. Действительно пророческим становится слово Иеремии: «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь... и народ Мой любит это!» (Иер. 5:30-31).

Ситуация давно уже вышла за рамки сугубо бытовой сферы. В условиях всесильной лжи невозможно эффективно осуществлять функции безопасности государства. Ведь решения, принятые правительствами или избирателями на основе тонко искаженной информации, становятся ошибочными, поскольку не соответствуют реальной ситуации.

В глазах элит свет правды тускнеет, и это не позволяет точно различать грань между добром и злом: в густых сумерках различить пятна невозможно. В результате в обществах угрожающе накапливаются всякий раз погрешности все больше, неизбежно растет межгрупповое и международное недоверие, что в итоге может стать причиной одной большой ошибки, как новая мировая война.

Такая угроза вполне реальна. Снижение порога для практикования лжи неизбежно приводит к снижению порога применения языка ненависти. Именно поэтому ложь так трудно преодолеть логическими аргументами, ведь она усиливается ненавистью, против которой логика бессильна. Ложь и ненависть дают импульс насилию, а все вместе они неустанно толкают человечество к пропасти.

Правду нельзя отделить от динамики человеческого существования и замкнуть в системе предложений и убеждений.

Правда, которая перестает быть путем и отдаляется от жизни, перестает быть правдой.

Другими словами, если все вокруг тонет во лжи, спасением может быть только появление «критической массы» тех вестников правды, которые будут свидетельством правды, то есть выделят и утвердят истину через практику своей жизни.

«Лучшее противоядие от неправды - не стратегии, а люди: люди, свободные от жажды, готовые выслушать и благодаря усилиям искреннего диалога позволяют возникнуть правде; люди, наполненные добром, которые используют язык со всей ответственностью».

ДВЕ ЛОВУШКИ ДЛЯ ПРАВДЫ: ЛЕГИТИМНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

В период своего становления западный мир выработал теперь уже классический метод определения правды. Основополагающими для него являются критерии объективности и беспристрастности.

Согласно новым правилам, никто не является носителем абсолютной истины в политических и моральных делах, а правда каждого из нас лишь относительна. Следовательно, нет «правды» и «лжи» — есть просто разные точки зрения. Потому что сказать, что что-то является ложью, значит дать этому моральную оценку. А это уже, мол, не беспристрастность. Назвать лжеца своим именем нельзя, поскольку это нарушает правила политкорректности. Итак, истина в этом случае - «среднее арифметическое» между различными опиниями.

Такая система работает достаточно хорошо, пока в ней участвуют люди, соблюдаютщие определенные правила игры. Но оказалось, что появление сознательных лжецов, которые продуцируют пропагандистские фейки, эту систему легко разрушает.

Как реагирует на это современный мир? Он лишь изредка отвергает фейки как ложь. В большинстве же случаев фейковую информацию (особенно если она умело смешана с отдельным правдивыми фактами) принимают во внимание как чью-то опинию, как определенную точку зрения, а следовательно, «отсчитывают» правду как среднее арифметическое с ее учетом. Понятно, что в этом случае вот так «вычисленная» правда удаляется от истины на несколько световых лет. Демократический плюрализм различных политических позиций и взглядов был преобразован в мерило любого разговора о правде.

Чтобы выйти из заколдованного круга постправды, следует, очевидно, признать существование двух легитимных измерений. С одной стороны, в горизонтальных отношениях между людьми и сообществами должны действительно признать, что никто не является носителем окончательной истины. Здесь достижение постмодернизма благодатное. Однако, с другой стороны, агрессивный релятивизм должен признать свое фиаско, и в жизнь мира следует вернуть вертикальное измерение, а именно - признание, что Абсолютная Истина существует. Она закодирована в ДНК нашей цивилизации, и последующее разрушение этого кода приведет к разрушению всего мира.

Мы не видим другого выхода из сложившейся ситуации, как формировать дискурс послепостправды и вернуть в него этическое измерение, в частности этическую оценку правды или лжи. Проблему нельзя решить иначе, кроме как называя фейк ложью и вводя моральные или материальные санкции для его продуцента. Однако это потребует существенной реконструкции мировоззренческих постулатов современности. Даже если они и появились на свет, чтобы преодолеть кризиса модерности, сегодня они должны умереть как догмы, порождающие новые кризисы.

Трагедией нашего времени является и тот факт, что мир не может найти выход из дилеммы, которую он считает неразрешимой.

С одной стороны, многие западные политики признают, что международный порядок сегодня сломан, а ценности, в соответствие с которыми должна жить человеческая цивилизация, отвергнуты. Однако решительно отстоять этот строй и ценности они не могут, поскольку считают, что открытое противостояние с нарушителями почти наверняка повлечет за собой Третью мировую войну.

Поэтому до сих пор западная цивилизация находила выход только в том, что «не до конца усматривала» все факты циничного издевательства над мировым порядком ради предотвращения войны и сохранения видимости мира. Следовательно ценности, а именно правда, любовь, человечность, свобода, достоинство, честь и другие моральные принципы, все больше становятся роскошью, мешающей жить. Они мешают, когда правительства пытаются принять решение, мотивированные простой политической или ситуативной целесообразностью. Поэтому даже наиболее моральные правительства сегодня вынуждены порой игнорировать ценностные мотивации, особенно, если опасные аргументы становятся приоритетными.

Однако, именно в этом и заключается ловушка: ведь игнорирование ценностей вносит такие волнения в жизнь мира, что под угрозой оказывается именно то, что хотят уберечь, — безопасность. В этой ситуации невозможно не вспомнить Иисусову формулу: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее».

Мы осознаем, что дилемма «ценности против безопасности» непроста, поэтому не спешим выступать судьями для нынешних политиков-практиков. Но мы также знаем, «что искусственное умиротворение отнюдь не даст положительных результатов. Восстановить международный порядок невозможно в сотрудничестве с теми, кто его нарушает. Тем более нарушение правил не должно стать поводом для изменения международного права. Измениться должно наше отношение к нарушителям права... Инерционное продолжение Европой старой тактики, которая уже показала свою неэффективность, представляет собой угрозу».

Итак, по нашему мнению, глубинное решение дилеммы безопасности лежит не в политической, а в ценностной плоскости... Первичным является ценностный сбой, который и порождает неверные политические запросы, поэтому именно его и следует лечить. Вот почему попытки гарантировать безопасность за счет ценностей не смогут дать длительного эффекта: искаженные ценности породят такие мутации международного строя, которые станут еще опаснее.

ПОТРЕБНОСТЬ ДУХОВНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

Так раз за разом в истории человечества происходит одна и та же феерическая картина: какая-то группа людей слышит зов Святого Духа, который есть «дух Истины», что «очищает нас от всякой скверны», и, преодолевая сопротивление сатанинства, вырывается из засасывающей мути лжи. И духовным оружием в этой борьбе, как мы видели выше, является Христово слово Правды, личное свидетельство и готовность пойти на жертву.

Для выполнения этой работы не нужно ждать святых. Иисус, как известно, «пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9:13). Поэтому каждый из нас, грешных и слабых, призван героически противостоять притворству. Единственная предпосылка нашего участия в этой миссии — «отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света... облечемся в Господа Иисуса Христа» (сравн. Рим. 13:12-14). Именно сбрасывание с себя древней духовной одежды и надевание новой, не запятнанной неправдой, и есть зачатие духовной альтернативы в мир притворства.

Является ли такое задание чем-то недосягаемым? Нет, потому что «ни тьма ошибок, ни грех не могут полностью уничтожить в человеке Свет Бога-Творца. В глубине человеческого сердца всегда остается тоска по абсолютной истине и желание полностью ее познать».

Ложь, притворство явление глобальное и системное, всепроникающее и кажется непобедимым.

Однако ему может противостоять уже не система, а единая общность — общность людей, которые борются за правду, которые поднимают свой голос против несправедливости. И не только с целью «самому не совершать зла», а чтобы вместе изменить ценности и принципы общественного, политического, правового устройства, чтобы разрушить систему принуждения ко лжи...

Среди авторов и подписантов этого трактата – Мирослав Маринович, бывший политзаключенный, проректор УКУ и президент Института религии и общества УКУ; Константин Сигов, философ, руководитель Центра европейских гуманитарных исследований НаУКМА и издательства Дух и Литера; Петр Балог О.Р., доктор богословия, публицист, директор Института религиозных наук св. Фомы Аквинского; Мирослава Антонович, доктор права, доцент кафедры международного и европейского права, руководитель Центра международной защиты прав человека НаУКМА, член Библейского общества УГКЦ; Кирилл Говорун, архимандрит, директор Экуменического института Хаффингтона, профессор университета Лойола-Меримаунт в Лос-Анджелесе; Марианна Кияновская, писательница, лауреат Шевченковской премии, прихожанка УГКЦ; Георгий Коваленко, протоиерей ПЦУ, ректор Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости; Сергей Тимченко, ректор Христианского центра «Реалис», проповедник евангелической общины в г. Киев; Михаил Черенков, профессор УКУ, богослов и священнослужитель Всеукраинского союза церквей ЕХБ, международный директор миссионерской организации Mission Eurasia и другие церковные и общественные деятели, преподаватели и журналисты, верующие разных конфессий.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Автор, которая на данный момент ознакомилась с трактатом «Тоска по правде, которая освобождает», тоже поставила под ним свою подпись, поскольку согласна с каждым написанным словом. Но, тем не менее, имеет одно замечание. Авторы трактата, призывающие к духовной мобилизации, сами говорят, что принятие их концепции потребует и жертвы, и смелости авторов и подписантов, и вызовет большие дискуссии и даже агрессию оппонентов. Поэтому авторы, пастыри всех конфессий, а также журналисты и церковная интеллигенция, которые создали и подписали эту работу, должны быть первыми на арене таких будущих интеллектуальных битв. Те, кто первыми выступил вестниками правды, должны быть на передовой. Это будет по правде, которую они отстаивают.

Лана Самохвалова, Киев

Первая иллюстрация: картина Николая Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-