Николай Точицкий, Представитель Украины при ЕС
Пандемия наложилась на все аспекты отношений с ЕС, но не изменила приоритетов
23.04.2020 17:57

В минувшую среду министры иностранных дел Евросоюза в режиме телеконференции обсудили ряд важных внешнеполитических вопросов, среди которых отдельное внимание уделили ситуации в Украине. О том, с чем связан такой интерес европейских партнеров к Украине, как развиваются двусторонние отношения в условиях кризиса COVID-19, сколько будут длиться связанные с пандемией ограничения, Укринформу рассказал Посол Украины в Бельгии и Люксембурге, Представитель Украины при ЕС Николай Точицкий.

ПАНДЕМИЯ НАЛОЖИЛАСЬ НА ВСЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ С ЕС, НО НЕ ИЗМЕНИЛА ПРИОРИТЕТОВ

- 22 апреля министры обсудили вопрос относительно ситуации в странах Восточного партнерства в условиях COVID-19, с особым акцентом на Украине. С чем связано такое внимание и что мы можем ожидать от такой встречи?

- Такие обсуждения продолжаются регулярно, внимание к Украине и продолжающейся российской военной агрессии не является чем-то новым в заседаниях министров иностранных дел государств-членов Евросоюза. Тема Восточного партнерства же связана с ожидаемым юбилейным саммитом этой программы. На все эти процессы наложилась пандемия, поэтому действительно есть о чем говорить.

В частности, важно дать оценку попыткам России использовать пандемию для ослабления санкционным режимов, введенных за нарушение территориальной целостности Украины. Все государства ЕС выступили в апреле в Нью-Йорке против проекта резолюции России в ГА ООН, что демонстрирует единство Евросоюза в этом чувствительном вопросе.

Важно, что 21 апреля, накануне этой встречи глав внешнеполитических ведомств стран ЕС, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба вместе с коллегами из государств-членов ЕС и институтов ЕС принял участие в видеоконференции в формате «Группы друзей Украины в ЕС». Это дало возможность сверить часы с нашими европейскими партнерами по таким важным вопросам, как ситуация на Донбассе и в Крыму, санкционная политика ЕС, а также Восточное партнерство.

Хочу отметить, что 22 апреля Совет ЕС по иностранным делам обсуждал тематику Восточного партнерства под углом борьбы с пандемией коронавируса. Поэтому детальное обсуждение этой внешнеполитической инициативы и ее будущего Совет ЕС проведет позже. Однако уже сегодня институты и государства-члены ЕС согласовывают общую позицию относительно Восточного партнерства – так называемые выводы Совета ЕС. Для Украины важно, чтобы этот документ был максимально амбициозным и содержал ключевые сигналы.

Среди них – четкое признание со стороны ЕС европейских стремлений и европейского выбора Украины. Мы ожидаем также учреждение дополнительного усиленного сотрудничества между ЕС и ассоциированными партнерами (так называемое «Восточное партнерство +»), определение четких целей на будущее, таких как постепенная интеграция Украины в общий рынок ЕС. И, разумеется, продолжение последовательной политики Евросоюза относительно поддержки суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины.

СИТУАЦИЯ В КРЫМУ И НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ДОНБАССА БЕСПОКОИТ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРТНЕРОВ

- Ранее, перед виртуальной встречей министров иностранных дел, во время выступления в профильном комитете Европарламента Высокий представитель ЕС Боррель выразил сожаление, что ситуацию на Донбассе европейцам иногда «трудно понять». Достаточно ли информации ЕС получает в этом смысле от Украины?

- Мы внимательно следили за обменом мнениями в Европарламенте. Я бы сказал, что Высокий представитель, отвечая на вопросы депутатов Европарламента, говорил о том, что ситуация в оккупированном Крыму с защитой прав человека очень серьезная. Евросоюз внимательно следит за ситуацией в Крыму, пытается получить доступ к информации относительно защиты прав человека, но это трудно сделать, поскольку нет никакого доступа гуманитарных организаций в оккупированный Крым.

Аналогичную обеспокоенность вызывает ситуация на временно неподконтрольных Правительству Украины отдельных территориях Донбасса. Подчеркнуто, что в зонах продолжающихся конфликтов большой проблемой является отсутствие доступа представителей международных организаций на такие территории. Эта проблема вызывает нехватку информации о внутренних процессах, которые происходят на указанных территориях. В условиях пандемии такая ситуация еще более угрожающая.

Что касается достаточности информации – то да, ее действительно достаточно. Не буду говорить банальных вещей о нашей постоянной связи с европейской службой внешних действий (Европейская служба внешних действий – ред.), скажу лишь, что буквально 21 апреля министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба имел содержательный телефонный разговор с Жозепом Боррелем. Это лучший ответ на вопрос о том, достаточно ли мы обмениваемся информацией.

О высоком уровне осведомленности ЕС свидетельствует активная и оперативная реакция ЕС на события на Донбассе, в частности относительно обеспечения свободы передвижения через линию разграничения и предоставления доступа представителям СММ ОБСЕ и гуманитарным организациям на временно неподконтрольные территории. В целом за последний месяц было обнародовано около 4 заявлений ЕС относительно Украины.

Вообще, несмотря на пандемию COVID-19, продолжается активный политический диалог между Украиной и ЕС. Кроме активных контактов на уровне министра иностранных дел, следует вспомнить, что 2 апреля состоялся телефонный разговор Президента Украины Владимира Зеленского с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем.

Следует также иметь в виду, что медиаторами в рамках Нормандского формата от ЕС являются Франция и ФРГ, которые пристально отслеживают ситуацию на Донбассе и систематически брифингуют соответствующие институты ЕС и государства-члены о состоянии дел.

УКРАИНА НАСТАИВАЕТ НА ПОЛНОМ ДОСТУПЕ ГУМАНИТАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КРЫМУ И НА ДОНБАСС

- Да, Крым - тема, которую Боррель также поднимал в Европарламенте, учитывая сложную ситуацию с правами человека на оккупированном полуострове. Как отнеслось бы Украинское государство к тому, если бы завтра в Крым массово отправились представители международных гуманитарных организаций?

- С начала временной оккупации мы добиваемся от России доступа представителей международных организаций на территорию полуострова. Такой доступ должен быть у комиссара Совета Европы по правам человека, мы также видим такую заинтересованность у специального представителя ЕС по правам человека Эмона Гилмора. В рамках ежегодных диалогов Украина – ЕС по правам человека, а также консультаций по правовым последствиям временной оккупации Крыма мы постоянно поднимаем вопрос о доступе мониторинговых механизмов в Крым. Мир должен узнать о правовом произволе, который имеет место в оккупированном Крыму.

Хотел бы обратить внимание на последнее заявление Жозепа Борреля к шестой годовщине временной оккупации, обнародованное 16 марта. В заявлении было отмечено, что крайне важным остается полный, свободный и беспрепятственный доступ международных защитников прав человека ко всей территории Украины, включая Крым и Севастополь. ЕС напомнил о резолюции Генеральной ассамблеи ООН 74/168 от 18 декабря 2019 года и призвал к ее полному выполнению, включая обязательства Российской Федерации в рамках соответствующего международного гуманитарного права.

Однако государство-оккупант игнорирует такие мониторинговые инициативы.

ЕС ГОТОВ АКТИВИРОВАТЬ МЕХАНИЗМ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ПОМОЩИ УКРАИНЕ В БОРЬБЕ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ

- Вы провели разговор с еврокомиссаром по кризисному менеджменту Янезом Ленарчичем. Как давно ЕС предоставляет Украине услуги спутниковой системы «Copernicus» для мониторинга ситуаций с лесными пожарами в Чернобыльской зоне? Ограничивается ли такое внимание Чернобылем, или же касается и других вспышек, например, в Житомирской области? Обращались ли мы официально за помощью?

- Действительно, у меня был очень хороший разговор с комиссаром Янезом Ленарчичем. Вообще, для меня лично очень важно и символично, что в любой ситуации ЕС всегда одним из первых среди наших партнеров предлагает свою помощь.

ЕС готов активировать Механизм гражданской защиты (EU Civil Protection Mechanism), и в рамках этого механизма рассмотреть имеющиеся возможности для помощи. Для нас принципиально важно, что мы сохраняем и поддерживаем постоянные контакты с Евросоюзом, прежде всего по линии Государственной службы по вопросам чрезвычайных ситуаций. То есть, существуют все возможности для оперативного привлечения средств ЕС в случае возникновения такой необходимости.

Мы, конечно, берем во внимание опыт привлечения Механизма гражданской защиты к ликвидации пожаров в Италии и Франции. Важно, что ГСЧС прекрасно понимает наличие инструментов, которые могут оперативно привлекаться к ликвидации пожаров.

Что касается системы космического наблюдения, то это отдельный механизм ЕС для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Действительно, 14 апреля Координационным центром по реагированию на чрезвычайные ситуации Европейской комиссии был включен картографический инструмент Центра реагирования на чрезвычайные ситуации программы «Copernicus» для мониторинга и содействия ликвидации пожаров вокруг ЧАЭС. 15 апреля аналитически обработанные снимки с европейского спутника уже были доступны онлайн и переданы в Киев.

В интересах Украины картографический инструмент используют только во второй раз. В 2016 году сервис был применен по запросу ЕК для подготовки детализированных карт расселения людей вокруг реки Тиса на границе Румынии, Венгрии и Украины из-за угрозы загрязнения реки от солевых шахт возле г. Солотвино.

Но здесь также стоит отметить, что доступ к спутниковым данным «Copernicus» у нас существует еще с 2018 года и не ограничивается только сферой чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в январе 2020 года в Киеве был открыт региональный «зеркальный» центр программы «Copernicus», который обеспечивает быстрый доступ к данным спутников "Sentinel”. Эти снимки могут быть использованы в интересах украинской экономики, транспорта, фермерства, экологического мониторинга и в том числе для анализа чрезвычайных ситуаций подобных тем, которые мы видим сегодня.

Фото Місії при ЄС
Фото Миссии при ЕС

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА КОРОНОВИРУСА ЕС ПОДСТАВИЛ УКРАИНЕ НАДЕЖНОЕ ПЛЕЧО

- В связи с пандемией COVID-19, каким образом осуществляются контакты между ЕС и Украиной? Как это отразилось на двустороннем сотрудничестве между Украиной и ЕС, в частности в измерении экономического и гуманитарного сотрудничества?

- Начну с главного. Помощь ЕС для Украины в контексте борьбы с коронавирусом в очередной раз продемонстрировала, что ЕС остается нашим надежным партнером и готов подставить плечо и помочь.

Хочу еще раз поблагодарить ЕС за пакет помощи Украине в борьбе с пандемией коронавируса в размере 190 млн евро, о котором было объявлено еще 8 апреля, а также за дополнительную гуманитарную помощь в размере 13 млн евро для населения на Донбассе, которое страдает от агрессии РФ.

Кроме того, 22 апреля Еврокомиссия объявила об “исключительной” макрофинансовой помощи странам Европейской политики соседства и расширения в связи с пандемией коронавируса. Доля Украины – 1,2 млрд евро.

Очень важно, что, несмотря на все текущие вызовы, ЕС оказывает комплексную поддержку нашему государству в это непростое время.

В целом, мы поддерживаем постоянные рабочие контакты с европейскими партнерами. Не могу сказать, что из-за пандемии их интенсивность уменьшилась.

В то же время делать вид, что ничего не изменилось, тоже не стоит. К сожалению, из-за пандемии была отменена «Украинская неделя в ЕП», визит премьер-министра Дениса Шмыгаля и министра иностранных дел Дмитрия Кулебы в Брюссель, которые планировались на март.

Так же придется переформатировать Промышленный диалог и, очевидно, провести заседания его рабочих групп в формате видеоконференций. Этот диалог важен для нас прежде всего из-за наших стремлений заключить Соглашение о так называемом «промышленном безвизе».

Кстати, надеюсь, что во время этого саммита мы сможем подписать Соглашение о совместном авиационном пространстве и это станет одним из его положительных достижений.

В целом хочу вас заверить, что наш диалог с ЕС остается интенсивным и комплексным. Хотя, конечно, приходится приспосабливаться к новым условиям. Например, видеоконференции уже стали неотъемлемой частью дипломатического общения.

Интересно также, что на фоне борьбы с коронавирусом происходит активизация взаимодействия наших ученых с их европейскими коллегами. Надеюсь, это придаст новый импульс развитию нашего сотрудничества с ЕС в этой сфере.

ВОЗВРАЩЕНИЕ УКРАИНЦЕВ: КОНСУЛЫ И ПОСОЛЬСТВА РАБОТАЛИ КРУГЛОСУТОЧНО

- МИД Украины после вспышки коронавируса осуществил масштабную операцию по возвращению домой украинцев, которые находились в то время за рубежом. Сколько людей обращалось в Посольства в Бельгии и скольким удалось помочь?

- Эта «операция» действительно была масштабной, пожалуй, самой масштабной операцией такого рода в истории современной украинской дипломатии и ее консульской службы.

После принятия украинским Правительством решения о закрытии регулярного международного авиасообщения, Посольство в Бельгии, как и остальные дипучреждений Украины, перешло в круглосуточный режим работы, который продолжался около двух недель.

Обращения принимались в электронном виде на все официальные адреса Посольства, работало три круглосуточные телефонные линии и еще дополнительные 3 стационарные линии в течение рабочего дня.

Много наших граждан приходили непосредственно в здание Посольства. Общее количество обработанных обращений, которые поступили через средства электронной связи или были поданы лично в Посольство, без учета телефонных звонков с 14 по 27 марта, составляет около 800.

Фиксация обращений, обработка и их анализ, переговоры с авиаперевозчиками и обратная коммуникация с гражданами, которые стремились немедленно вернуться на Родину, – это то, чем жили украинские консулы и весь дипломатический состав Посольства в те дни.

Безусловно, мы не концентрировались только лишь на организации прямых рейсов из Брюсселя в Киев. Важно было изучить все возможности для возвращения – как по суше, так и авиатранзитом через третьи страны. В условиях все новых и новых ограничений на передвижение и закрытие границ большинством европейских стран это тоже было непростой задачей, которая требовала постоянной координации с коллегами в других странах.

Таким образом, в период с 19 по 27 марта специальными рейсами МАУ Брюссель-Киев вернулся 2161 человек. Вместе с тем трудно оценить количество украинцев, которые воспользовались другими возможностями, то ли переехав в соседние Нидерланды и вылетев из Амстердама в Киев, то ли отправившись сложным маршрутом на собственном авто через Германию, Австрию и Венгрию.

На сегодня нам известно о 91 гражданине Украины, которые решили временно остаться в Бельгии или в Люксембурге. Мы поддерживаем с ними связь и, в случае необходимости, помогаем в продлении сроков их законного пребывания на территории Бельгии и Люксембурга.

Кроме того, около 30 украинцев сегодня ожидают новых возможностей для выезда домой. Все эти граждане сознательные и выразили готовность пройти двухнедельную обсервацию после возвращения в Украину.

С целью оказания помощи нашим гражданам, которые продолжают находиться в Бельгии и Люксембурге, Посольством была создана онлайн-группа в социальных сетях. На сегодня в группе зарегистрировано около 500 участников, и мне приятно отметить, что большинство из них – это украинцы из местных общин, которые выражают готовность помочь своим соотечественникам.

«ВИРУСНЫЕ» ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПОЕЗДКИ В ЕС БУДУТ СНИМАТЬСЯ, НО ПОСТЕПЕННО

- Сейчас, в связи со вспышкой болезни, действуют ограничения на «несущественные» поездки в ЕС. До какого времени могут продолжаться такие ограничения?

- Европейская комиссия в сотрудничестве с Европейским советом подготовила дорожную карту поэтапного прекращения мер, принятых для сдерживания вспышки коронавируса COVID-19, одним из этапов которой является постепенное снятие ограничений на внутренних и внешних границах ЕС.

Отмечается, что Европейское сообщество продолжает находиться в режиме «пожаротушения», при этом соответствующие чрезвычайные меры, принятые государствами-членами и ЕС, продолжают работать. Однако эти меры и неопределенность дорого стоят людям, обществу и экономике, и не могут продолжаться бесконечно.

Рекомендации поэтапного прекращения ограничительных мер фокусируются на трех главных предпосылках: существенное замедление распространения коронавируса, достаточные способности системы здравоохранения и возможности надзора и мониторинга.

При этом в документе признается, что закрытие границ уже не может быть ключевой мерой для сдерживания пандемии. В частности, что распространение вируса не может быть сдержано с помощью границ, а действия, предпринимаемые в изоляции, имеют все меньший эффект.

Поэтому во время совместной пресс-конференции президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Европейского совета Шарль Мишель отметили, что считают целесообразным придерживаться поэтапного подхода к открытию внутренних и внешних границ ЕС, результатом которого должно быть восстановление нормального функционирования Шенгенской зоны.

При этом контроль на внутренних границах ЕС нужно отменять согласовано. Ограничения на поездки и пограничный контроль необходимо прекращать в случае, если эпидемиологическая ситуация приграничных регионов снизится до соответствующего уровня. Внешние границы ЕС должны быть открыты на втором этапе и с учетом распространения COVID-19 за пределами ЕС.

ЕВРОСОЮЗ ОПРЕДЕЛИЛ, КТО МОЖЕТ ВЪЕХАТЬ В ЕС ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

- Что может быть «существенной» причиной для такой поездки и как ее можно осуществить?

- В соответствии с рекомендациями «Относительно внедрении временного ограничения на необязательные поездки в ЕС, упрощения транзитного режима для репатриации граждан ЕС, влияния на визовую политику», временное ограничение на поездки распространяется на все поездки без уважительной причины граждан третьих государств мира в государства-члены ЕС.

Временное ограничение не касается граждан государств-членов ЕС, которые возвращаются домой, членов их семей, а также граждан третьих государств, которые являются долгосрочными резидентами ЕС. Ограничения также не распространяются на целый список специалистов, которые осуществляют поездки с профессиональной целью. В этот список входят медицинские работники, ученые в сфере здравоохранения, пограничники, транспортники, дипломаты, сотрудники международных организаций – список длинный.

Исключения также касаются, например, военнослужащих и работников, оказывающих гуманитарную помощь, во время выполнения ими своих функциональных обязанностей. В этом же ряду – сезонные работники в сфере сельского хозяйства. Не считаются «несущественными» поездки транзитных пассажиров, людей, поездки которых связаны с неотложными обстоятельствами. Отдельное внимание уделяется лицам, которые нуждаются в международной защите или путешествуют по другим гуманитарным причинам.

С целью решения возможных проблемных вопросов на транспорте Украина была приобщена к оперативной сети ЕС по вопросам «зеленых коридоров». Контактным пунктом с украинской стороны является министерство инфраструктуры Украины.

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЕС ПРЕДУСМОТРЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ УКРАИНСКИХ СЕЗОННЫХ РАБОТНИКОВ

- Еврокомиссия объявила о необходимости свободы трансграничного движения для «ценных» работников. Касается ли это трансграничного движения между ЕС и Украиной, в частности в отношении сезонных работников, которые традиционно работали весной и летом, например, в Польше и в других странах ЕС?

- Да, касается.

В дополнение к рекомендациям «Временные ограничения на необязательные поездки в ЕС», Европейская комиссия подготовила новые рекомендации от 30 марта «Относительно внедрения временного ограничения на необязательные поездки в ЕС, упрощения транзитного режима для репатриации граждан ЕС, влияния на визовую политику».

В соответствии с этими дополнительными рекомендациями, в список лиц с особыми функциями или потребностями, на которых не распространяются ограничения на необязательные поездки из третьих стран на территорию «ЕС+», были добавлены сезонные работники в сфере сельского хозяйства.

Дмитрий Шкурко, Брюссель

Фото: Isopix, European Union, НАБУ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-