Ссора Лукашенко с католической церковью как показатель неадекватности

Ссора Лукашенко с католической церковью как показатель неадекватности

Беларусь-2020
Укринформ
Плодя сильных врагов, белорусский президент сам сужает себе простор для маневра

История с преследованием католической церкви в Беларуси – один из самых ярких примеров неадекватности Лукашенко. И, в конечном счете – его обреченности, все более явной для всех, в том числе и для Кремля.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ КАТОЛИКОВ: КРАСНЫЙ КОСТЕЛ И КОНДРУСЕВИЧ

Итак, в центре Минска к Дому правительства и Площади Независимости, где проходят массовые акции протеста, примыкает костёл Святого Симеона и Святой Елены (1910). Его еще называют Красным костёлом.

Вечером 26 августа во время одной из мирных акций начались массовые задержания, мужчин хватали в автозаки, женщин отпускали. При этом ОМОН также закрыл все двери Красного костёла, на 40 минут заблокировав в нем несколько десятков человек. Такой неспровоцированный враждебный акт вызвал всеобщее возмущение у верующих, включая высших католических иерархов Беларуси. Эти действия были названы незаконными, требующими расследования и наказания.

Через пять дней, 31 августа, настоятель костела сообщил, что «кто-то» самовольно поменял замки в дверях Красного костела. После чего представители храма получили только один набор ключей. А сколько находится их у «кого-то», неизвестно. Это тем более тревожно с учетом того, что вокруг здания длится спор «хозяйствующих субъектов»: на него вешают долги, и есть риск, что этот религиозный, архитектурный и стратегический объект (в десятке шагов от Дома правительства) могут отобрать у общины в пользу государства.

Тогда же, в понедельник, глава Католической церкви Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич возвращался в Беларусь из Польши. Но ему было отказано во въезде без всякого объяснения причин, что противоречит всем имеющимся законам. Кондрусевич – гражданин Беларуси, ему в принципе нельзя запретить въезд на территорию своей страны.

После этого белорусским властям были направлены запросы с разных сторон – с просьбой объяснить происходящее. Сутки слышалось только «без комментариев». И вот во вторник, 1 сентября, Лукашенко поехал отмечать праздничный День знаний в город Барановичи (Брестской области), чтобы там поучаствовать в праздничной линейке местного Государственного профессионально-технического колледжа сферы обслуживания. Такое впечатление, что диктатор выбрал учебное заведение с таким названием не случайно, а с прозрачным намеком на то, что вся Беларусь – это его большая персональная «сфера обслуживания».

И там, в Барановичах, Лукашенко наговорил много чего. В том числе дал объяснения по религиозным инцидентам. Если кратко, то Александр Григорьевич пояснил, что глава Белорусской католической церкви попал в «черный список» после поездки в Варшаву «для консультаций и получения определенных задач». То есть простенькая, чтобы не сказать примитивная, конспирология. В этих речах, однако, важны нюансы, оговорки. Так что стоит рассмотреть их чуть подробнее. 

НАПОРИСТОЕ БЕЗЗАКОНИЕ КАК ПРИНЦИП

Итак, журналисты поинтересовались, почему ни одно из белорусских ведомств не комментирует ситуацию с архиепископом Кондрусевичем. Лукашенко ответил, что «данный вопрос сейчас тщательно изучается». Переведем это с лукашенковских языка и логики на обычные. Кондрусевич не был впущен в Беларусь по единоличному решению президента, но при этом оснований для такого противозаконного решения пока не нашли, не придумали.

Дальше Лукашенко говорит: «Я не скажу, что у меня полная информация, она постоянно меняется. Мы сейчас внимательнейшим образом отслеживаем всех въезжающих-выезжающих». Это означает, что и весь этот процесс находится под полным контролем президента, при этом отслеживаются все заметные личности, пересекающие границы Беларуси.

«Трехпроцентный» также пояснил, что глава католической церкви страны «неожиданно выехал для консультаций в Варшаву и, получив определенные задачи, возвращался в Беларусь», и вот тогда попал в список невъездных (общий для Беларуси и России). То есть диктатор установил прямую логическую связь между поездкой Кондрусевича в соседнюю страну и внесением его в некий «черный список». Фактически он обвинил главу белорусских католиков в противоправных действиях, выходящих за пределы религиозной деятельности. Заодно – обвинил в том же некие силы в Варшаве/Польше. Отметим, что белорусский епископ Юрий Кособуцкий оперативно, по горячим следам пояснил Лукашенко, «что архиепископ может ездить для консультаций в Ватикан и получать поручения от Папы Франциска, но не от кого-то другого, например, в Варшаве, Москве или где-нибудь еще». Но тщетно, Лукашенко давно никого не слушает, кроме себя. Ну и говорит тоже сам: «Не только он (Кондрусевич в списке, – ред.) один, просто он – более известная фигура». Ага, значит, подобные инциденты возможны и в будущем, поскольку в списке есть и другие неназванные пока особы.

И все же, какие юридические основания для такого решения – не впускать в страну ее гражданина Кондрусевича? По этому поводу Лукашенко начинает рассуждать: мол, якобы, есть «информация о возможности наличия» (какая убедительная словесная конструкция!) у Тадеуша Кондрусевича не одного гражданства: «Мы изучаем, я это не утверждаю. Хотим изучить вопрос. Если там все чисто и по закону, поступим по закону. Нам не важно, кто он – главный католик, главный православный или главный мусульманин. Должен жить по закону…» И опять же – обратите внимание, как похоже «хотим изучить вопрос» на слышанное ранее «вопрос сейчас тщательно изучается». Сутки силовики диктатора ищут хоть какой-то компромат в отношении Кондрусевича, но пока «дубль-пусто»! При этом даже если бы у Кондрусевича и нашелся второй паспорт, это все равно не давало бы основания не впускать его как белорусского гражданина в Беларусь.

Тадеуш Кондрусевич / Фото: Беларусь 24
Тадеуш Кондрусевич / Фото: Беларусь 24

То есть противозаконность происходящего очевидна. И хотя бы для красоты словес Лукашенко стоило б остановиться здесь, на «должен жить по закону». Но нет, авторитарный инстинкт срабатывает, и он продолжает: «А если ты еще и в политику влез и потащил за собой верующих, католиков, которые прекрасные люди, тогда двойная ответственность». Вот это очаровательно! Нет пока ни единого свидетельства и «первой ответственности» Кондрусевича, а Лукашенко уже говорит о «двойной», причем не юридически, а политически мотивированной. При этом, опять же, никаких оснований говорить о вмешательстве архиепископа в политику также нет. Все, чего он хотел, – это уменьшения насилия на улицах Минска, ради чего даже сумел добиться встречи с главой МВД.

Но поскольку Лукашенко находится в режиме «теплой ванны», журналистики как «сферы обслуживания», уточняющих вопросов ему никто не задает, и он продолжает раздавать абсурдные пояснения и оценки. Вот он дает свою версию событий 26 августа в Красном костеле в центре Минска. По его версии, это «фейк», что «мы там в костел не пускали». Со ссылкой на самих омоновцев Лукашенко заявляет, что представители ОМОНа, якобы, «защищали от толпы митингующих молившихся в храме». Это вообще нечто новое, до сих пор такой версии не было, просто потому, что никто не решался врать настолько нагло. Однако, как мы уже видели, Александру Григорьевичу закон не писан.

ПОВЫШЕНИЕ ПОПУЛЯРНОСТИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ

Что ж мы видим на примере с Красным костелом и запретом на въезд главы белорусских католиков? Лукашенко на пустом месте увеличивает конфликтный потенциал ситуации. Он зачем-то ссорится с такой мощной всемирной структурой, как Католическая церковь, Ватикан. И одновременно создает ей в Беларуси ореол гонений, страданий за правду и доброту, против насилия.

Да, можно сказать, что католиков в Беларуси меньшинство – 10-15%. Но это активное меньшинство, имеющее теперь чрезвычайно четкую, однозначную оценку происходящего, а также исторически столь важный в христианстве ореол мученичества. И это также пример ситуации, в которой у Лукашенко нет позитивного, выигрышного выхода. Если он будет и дальше притеснять общину Красного костела и не впускать Кондрусевича, то этим вызовет еще большее возмущение и протесты. Если же прекратит это, то подтвердит неадекватность своих предыдущих действий.

Вот уж, казалось бы, Белорусская православная церковь, находящаяся под прямым управлением из Москвы, в подчинении патриарха Кирилла, который поспешил вместе с Путиным поздравить Лукашенко с «победой на выборах». Но и тут христианская солидарность «церквей-сестер» оказывается не менее важной, чем традиционная лояльность. Глава информотдела БПЦ МП священник Сергий Лепин заявил, что никаких официальных публичных комментариев в связи со случившимся делать не будет. Но в частном порядке выразил «слова братской поддержки всей католической общине Беларуси» и пожелал ей «благополучного разрешения сложившейся недоуменной ситуации». Но уж далее в рамках лояльности призвал «всех не допустить обострения межконфессиональной обстановки в нашей стране» чтобы «не позволить провокаторам открыть еще и этот фронт».

Да, подобно тому, как Путин и РосТВ своей поддержкой диктатора постепенно ухудшают отношение белорусов к России, так и лукавая позиция БПЦ не способствует росту ее популярности. Об этом, разобрав приведенный пример, точно и жестко написал известнейший российский теолог и публицист отец Андрей Кураев:

Андрей Кураев / Фото: DW
Андрей Кураев / Фото: DW

«Православные «мудро» молчат: «Это пришли не за мной». Еще вчера тот же Лепин скулил в своем ЖЖ – ну почему про нас клевещут, будто «БПЦ молчит»? Да и причем тут «фронт» и «провокаторы»? Это очевидность: католический иерарх оказался честнее и храбрее православного. И был наказан за это. Не палкой по ягодицам, но изгнанием из страны. И это различие между К. и П. никак не вопрос личностных характеристик епископов. Это различие исторического опыта. В матрицу православной элиты накрепко вшит сервилизм… У католиков и православных разные стратегии выживания. Как в мире животных: притвориться дохлым или выставить иголки? Зарыться в норку, убежать, или расправить крылья, имитируя атаку очковой змеи? Если речь идет о противостоянии Абсолютному Хищнику типа Сталина или Гитлера, то на короткой дистанции побеждает скорее стратегия православного «сергианства» (легализация патриархии против ликвидации унии). Но если речь идет о диктаторах более опереточных и менее автаркических, то больше перспектив у стратегии католического ежика»…

ПЕРВЫЙ РАСКОЛ ОППОЗИЦИИ – СЛУЧАЙНОСТЬ? НЕ ДУМАЮ…

Конечно, рассмотренный пример не решающий, но он показывает, что Лукашенко, при поддержке РФ и Китая имеющий неплохие шансы для сохранения власти, ведет себя, как диктатор не только жесткий, но и недостаточно умный, и тем постоянно сужающий свой маневр и шансы на выживание. А впереди еще сложная поездка за «ярлыком на княжение» в Москву (до середины сентября); более чем сомнительная инаугурация; падение и возможное схлопывание экономики. И все эти нарастающие проблемы простыми способами, как запрет на въезд и закрывание дверей храма, не решишь.

С другой стороны, можно говорить и о расколе в «объединенном штабе оппозиции» между Колесниковой и Тихановской. Но это, кажется, больше похоже на начало большой постлукашенковской игры при «живом Лукашенко». В условиях, когда «трехпроцентный» начинает сам говорить о себе, как о «президенте уходящем, если не сегодня, так завтра», об авторитаризме, который «нужно подправить», подобные сюжеты не выглядят случайными. И поражение Лукашенко – еще не победа Революции. После стольких недель конструктивного сотрудничества белорусской оппозиции – первый раскол, ссора, взаимные обвинения… Ей-богу, ну очень похоже на руку Москвы! Любимая метода кремлевских операций – появление на игровой доске новых фигур, да так, чтобы все смотрели в разные стороны, и ходили по-разному. Тогда можно обещать разным разное, шантажировать одних связями с другими. И при изначально сильных своих позициях навязать всем свою игру.

Но это отдельный большой разговор.

Олег Кудрин, Рига

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-