Рош ха-Шана. Сладкий праздник среди горечи будней

Рош ха-Шана. Сладкий праздник среди горечи будней

Аналитика
Укринформ
Самое время поинтересоваться у евреев: если у вас наступает 5781 год, то не подскажете, чем закончится этот безумный 2020-й?

В течение двух дней, 19-20 сентября, евреи будут отмечать Рош ха-Шана - новый - 5781 год. Чем он отличается от европейского нового года, а чем на него похож? Укринформ рассказывает об интересных особенностях этого праздника.

Голова года

Во времена «позднего» Брежнева был такой анекдот: «Один советский гражданин обращается к советскому еврею:« А скажите, пожалуйста, у вас уже 5740 год? » «Ну, да», - отвечает тот. «И что, как там было - дожили мы до развитого коммунизма?» «Да кому как ...», - задумчиво отвечает еврей». Кстати, сейчас в Сети распространяется свежая версия: У того же деда спрашивают; «Правда, что у евреев начинается 5781 год? - Правда, а что? - Не подскажете, чем закончился 2020-й? » Правда, в отличие от предыдущей версии, дед ничего не отвечает. Чем завершится 2020-й - это посложнее коммунизма...

Рош га-Шана - це передовсім релігійне і родинне свято
Рош ха-Шана - это прежде всего религиозный семейный праздник / Фото: Jerusalem Post

Но шутки шутками, а Рош ха-Шана на самом деле праздник серьезный и ответственный. И совсем не похоже на европейское празднования нового года: ни вам бокалов шампанского в двенадцать ночи с загадыванием желания под елкой, ни громких фейерверков. Рош ха-Шана переводится с иврита как начало, «голова» года. Празднуется два дня подряд, которые называют одним «длинным днем». Первый день Рош ха-Шана всегда приходится на один из четырех дней недели: понедельник, вторник, четверг или субботу. И никогда на воскресенье, среду или пятницу. Стоит также заметить, что это прежде всего религиозный и семейный праздник, полный огромного количества смыслов.

Во-первых, это день рождения мира, первый день существования человека, но одновременно и День суда. В этот день в Книгу жизни записывается судьба всего мира и определяется, что должно произойти с каждым в новом году. А еще это время духовного отчета каждого иудея за прошлый год и непременно обязательства духовно обновиться.

Рош ха-Шана не относится к самым веселым еврейским праздникам (веселые - Пурим и Симхат Тора) - скорее к радостным. Очень весело его отмечают разве что Брацлавские хасиды, последователи цадика Нахмана, которые ежегодно съезжаются на празднование нового года в Умань.

Паломники-хасиди в Умані
Паломники-хасиды в Умани

Подарки на Рош ха-Шана раньше не дарили, но времена меняются, праздники коммерциализируются и на востоке, и на западе, поэтому сейчас, даже в религиозных семьях, принято что-то дарить, прежде всего детям. Также в эти дни ходят в гости, посещают родственников.

С Рош ха-Шана начинаются 10 дней молитв и покаяния, которые еще называются «грозными и большими» днями, а заканчиваются главным и самым торжественным праздником - Йом-Кипур (День искупления, Судный день).

Осень, молодой месяц и Весы

Рош-ха-Шана всегда празднуют осенью, первого и второго тишрея (сентябрь-октябрь). Еврейский календарь - лунно-солнечный, поэтому все праздники «подвижные». Тишрей - седьмой месяц еврейского религиозного календаря. А еще этот месяц связан с созвездием Весов. Согласно каббалистической традиции, это тоже очень символично, ведь на чаше весов находятся хорошие и плохие человеческие поступки.

Благословіння Місяця (Кіддуш Левана)
Благословение Луны (Киддуш Левана)

И еще одна интересная особенность Рош ха-Шана: праздник отмечается во время новолуния, когда естественный спутник Земли фактически не виден. «На какой праздник Луна прячется? - спрашивает Талмуд. - На Рош ха-Шана». Все другие еврейские праздники приходятся на вторую или третью неделю месяца, когда на небе полная луна, или почти полнолуние. В этом тоже просматривается определенный символ: Всевышний даже в День суда остается Милостивым и словно «скрывает» человеческие проступки.

Праздничный стол

Как и к любому другому празднику, еврейские хозяйки готовятся к Рош ха-Шана заранее. На праздничном столе в эти дни можно увидеть те продукты и блюда, которые символизируют все то хорошее, что люди хотели бы иметь в наступающем году.

Традиційні страви на Рош га-Шана: плетена хала исмволізує циклічність часу, морква - монети, зернятка граната - людські чесности
Традиционные блюда на Рош ха-Шана: плетеная хала символизирует цикличность времени, морковь - монеты, зернышки граната - людские добродетели

Новый год стоит непременно начать с хороших примет. После специальных молитв и омовения рук разрезаются халы - специальные круглые хлеба в форме венка, символизирующие цикличность времени. Кусочек халы макают обязательно в мед, а не в соль - чтобы год выдался сладким. На столе непременно должно быть рыбья или баранья голова (в зависимости от общины, потому что нюансы празднования в каждой из них могут различаться) - чтобы быть «во главе, а не в хвосте», морковь, нарезанная кружочками - по форме и по цвету она будет напоминать золотые монетки и символизировать богатство; овощи и фрукты - знак надежды на обильный урожай. Также главный традиционный фрукт Рош ха-Шана - гранат, зернышки которого должны символизировать людские добродетели. В этот день запрещается есть что-то горькое или кислое, чтобы грядущий год не был исполнен горечи.

Шофар

Шофар має нагадувати про Божий суд
Шофар должен напоминать о Божьем суде и мешать Нечистому

Один из главных атрибутов этого праздника - шофар, полый бараний (или козий) рог, трубные звуки которого устойчиво ассоциируются с Рош ха-Шана. Даже те евреи, которые очень редко ходят в синагогу, в этот день обязательно должны туда прийти, чтобы послушать шофар. В него также трубят и в конце Йом-Кипура. Шофар должен напоминать о Божьем суде и побудить к самопожертвованию. Также считается, что трубные звуки шофара очищают помыслы, склоняют к покаянию и свидетельствуют перед Престолом Славу в пользу Израиля. Звук Большого щофара, изготовленного из рога барана, принесенного в жертву вместо Исаака, извещает о приходе Мессии. Существует также давняя хасидская легенда о том, что звуки шофара сбивают Сатану, который докладывает Богу о грехах. Нечистому мешают громкие звуки и он никак не может собраться: путается, начинает снова, пока Богу не надоедает и он не прогоняет его прочь. Ну, а грешным людям только того и надо...

Ташлих

Интересный обряд Рош ха-Шана - Ташлих, ритуал первого дня праздника, который проводят ближе к вечеру. После соответствующей молитвы грехи прошлого года символически - в виде хлебных крошек - выбрасывают в проточную воду (в море или реку).

Ташліх
Ташлих

Образно говоря, это называется «скормить свои грехи рыбам», или «вывернуть карманы и утопить грехи». Молитва Ташлих содержит стихи из книги пророка Михи (7:18-19; в украинской традиции - Михея): «Кто Бог другой, как Ты, прощающий провинность... Снова над нами Он смилуется, провинности наши потопчет... бросит в пучину морскую все наши грехи».

Раскаяние

Одна из важных составляющих Рош ха-Шана, следующих десяти «грозных дней» и Йом-Кипура - раскаяние (тшува) - ключевое понятие иудаизма. Тшува - это абсолютная и полная реконструкция личности, которая охватывает не только настоящее, но и прошлое и будущее. Человек должен быстро каяться в своих грехах, не откладывая это «на потом». Существует такая хасидская притча: Однажды банда разбойников вырыла подземный ход и убежала из тюрьмы. Только один вор отказался бежать вместе со всеми и остался. Когда пришел тюремщик, открыл камеру и увидел в ней только одного заключенного, то избил его палкой, приговаривая: «Жалкий бродяга! В твоем распоряжении был подземный ход, через который ты мог бы выбраться на свободу, но ты не сделал этого! Теперь погоди же...»одземный ход в этой притче означает тшува, а разбойник, который не убежал - грешника, который медлил с покаянием. Потому что дело человека - каяться, а Бога - миловать.

Могила рабі Леві Іцхака в Бердичеві
Могила рабби Леви Ицхака в Бердичеве

Как повторял Бердичевский рабе Леви Ицхак: «Подобно женщине, которая страдает от родовых мук и говорит, что никогда не ляжет со своим мужем, но потом забывает о своем обещании, мы каждый раз... признаемся в своих грехах и обещаем исправиться, но потом снова продолжаем грешить. Ты продолжаешь прощать нам грехи наши».

Праздник везде и при любых обстоятельствах. Даже в концлагере

Рош ха-Шана праздновали всегда и при любых обстоятельствах. Например, в Советском Союзе это было тихое семейное торжество и его отмечали благодаря старшим женщинам, которые были носителями культурно-религиозной традиции. Героиня одного из произведений Исаака Башевиса Зингера признается, что даже в концлагере на Рош ха-Шана никогда не оставалась одна и всегда пыталась праздновать этот праздник.

Елі Візель
Эли Визель

Об этом вспоминает и Эли Визель - узник Освенцима и Бухенвальда. В нацистских концлагерях он находился вместе с отцом. Вместе они пытались - насколько это было возможно - соблюдать религиозные обычаи своего народа. В лагере смерти... Это было очень тяжелое празднования: «Десять тысяч заключенных собрались на торжественную службу - старосты блоков, капо, служители смерти. «Благословите Вечного...» Голос раввина был едва слышен. Сначала мне показалось, что это ветер. «Благословенно Имя Вечного!» Тысячи голосов повторяли благословение, склоняясь, как деревья во время урагана... » (Эли Визель, «Ночь»). Люди предпочитали оставаться с Богом и при таких обстоятельствах, когда Он их, казалось бы, покинул...

Пожелание Тевье-молочника

На Рош ха-Шана оздравляют друг друга и желают счастливого и сладкого нового года. Этот праздник радостный, но не шумный. Направлен вглубь и вверх одновременно. Праздник совести - отчета за прошлый год и надежд на год грядущий. Праздник благодарения. А еще - надежды на то, что новый год будет лучше, чем прошлый - благодаря милости Божьей и человеческому стремлению стать немного лучше. Для каждого в отдельности и для всех вместе.

Богдан Ступка у ролі Тев'є-молочника
Богдан Ступка в роли Тевье-молочника

Что ж, повторим вслед за Тевье, героем рассказов Шолом-Алейхема, пожелания на Рош ха-Шана: «Да поможет так Бог мне и вам в грядущем Новом году, чтобы было у вас, как в молитве сказано: «Обнови дни наши, как и в древности... » А мне да поможет Господь в моем деле! Чтобы я и лошадь моя были здоровы, чтобы коровы давали много молока, чтобы я и дальше мог служить вам верой и правдой, доставляя сыр и масло...» С праздником!

Светлана Шевцова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-