«Московский механизм» ОБСЕ против Беларуси: что это значит?

«Московский механизм» ОБСЕ против Беларуси: что это значит?

Укринформ
Экспертная миссия подготовит политический отчет вопреки воле Минска

На прошлой неделе в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе был задействован так называемый «московский механизм» для расследования нарушений в Беларуси. Инициированная группой стран процедура предусматривает создание экспертной миссии для изучения сообщений о нарушении прав человека и фальсификации выборов в этой стране, которая после голосования 9 августа переживает наибольший политический кризис в своей истории.

Эта инициатива, по большому счету, сегодня является едва ли не единственной попыткой посодействовать в урегулировании кризиса в Беларуси со стороны международного сообщества.

Что это за механизм, как он работает и что следует ожидать от его запуска? Сможет ли ОБСЕ стать посредником в отношении Беларуси?

ИНСТРУМЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ В «ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ»

В отношении деятельности ОБСЕ не стоит питать особых иллюзий: 57-ми странам с двух континентов, входящим в организацию, с иногда совершенно разными ценностями и интересами, трудно прийти к общему знаменателю по многим вопросам. Даже одна страна-участница может парализовать всю работу организации или же заблокировать ее решение, особенно если оно касается этой страны. Сейчас, когда генсек и руководители трех институтов ОБСЕ являются временными исполняющими обязанности (читай – клерками), ожидать чего-то особенного от ОБСЕ вообще не стоит.

Но, по крайней мере, в «человеческом измерении» – одном из трех измерений ОБСЕ, вместе с безопасностным и экономическим – в организации предусмотрена возможность ограниченных действий и без общего консенсуса. Такую опцию предоставляет так называемый «московский механизм» – процедура, предусмотренная Московским документом Конференции по человеческому измерению ОБСЕ, которая проходила в 1991 году в Москве.

Этот механизм, в частности, позволяет группе из десяти и более стран-участниц ОБСЕ создать миссию независимых экспертов для изучения особо серьезной угрозы выполнению обязательств в сфере прав человека в одной из стран-участниц. При этом предварительные переговоры с соответствующей страной и согласие с ее стороны не нужны. В координации с постоянно действующим органом ОБСЕ в человеческом измерении – Бюро по вопросам демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) - такая миссия должна установить соответствующие факты, подготовить отчет, а также может предоставить рекомендации относительно возможных решений.

ВОСЬМОЙ РАЗ ЗАПУСКА, И УЖЕ ВТОРОЙ РАЗ В ОТНОШЕНИИ БЕЛАРУСИ

Это уже восьмой по счету случай применения «московского механизма». В предыдущий раз процедура использовалась в ноябре 2018 году против России из-за нарушения прав человека в Чечне – тогда с инициативой выступило 16 стран ОБСЕ.

И это также уже второй раз, когда «московский механизм» применяется в отношении Беларуси: в апреле 2011 года процедура была задействована 14 странами для изучения ситуации с нарушениями в Беларуси после президентских выборов 19 декабря 2010 года. Тогда отчет экспертной миссии повлиял на принятие резолюции Совета по правам человека ООН, которая в результате привела к введению должности спецдокладчика ООН по Беларуси в 2012 году.

Затримання під час протестів у Білорусі. Фото: TUT.BY

Задержания во время протестов в Беларуси. Фото: TUT.BY

На этот раз этот механизм в отношении Беларуси задействовали 17 стран, а именно: Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Великобритания и Соединенные Штаты. И это – наибольшее количество стран-инициаторов в истории применения этого механизма.

Как стало известно корреспонденту Укринформа, страны-инициаторы не обращались к Украине с предложением присоединиться к ним. Мол, решение нужно было принимать быстро. Кроме того, Беларусь официально входит в Союзное государство с РФ, с которой Украина находится в стадии конфликта, и не может гарантировать свою беспристрастность. В то же время можно ожидать, что украинская сторона, которая разделяет мнение инициаторов, всячески будет содействовать будущей экспертной миссии ОБСЕ.

В совместном заявлении 17 стран отмечено, что президентские выборы в Беларуси «не были ни свободными, ни честными». Перед волеизъявлением имели место ограничения прав человека и основных свобод, и в день голосования поступали достоверные сообщения о серьезных нарушениях на избирательных участках при отсутствии независимого наблюдения. Также было указано, что перед выборами власти Беларуси провели аресты оппозиционных политиков, продолжив «задержания ключевых оппозиционных деятелей, запугивания и высылки из Беларуси политических активистов» и после дня голосования. Для препятствования распространению информации в стране также неоднократно умышленно отключали интернет.

«Мы решительно осуждаем массовые задержания и аресты после выборов, жестоко и безнаказанно проведенные белорусскими властями против мирных протестующих, а также запугивания и задержания местных журналистов и других медиапредставителей, адвокатов, правозащитников, профсоюзных и политических активистов, - говорится в совместном заявлении, зачитанном послом Великобритании при ОБСЕ Нилом Бушем 17 сентября. – Мы обеспокоены сообщениями о пытках и жестоком, бесчеловечном или унижающем достоинство обращении в местах содержания под стражей».

Страны-инициаторы также отметили, что неоднократно призывали белорусские власти начать инклюзивный национальный диалог и прекратить насилие против собственного народа.

«Мы продолжаем поддерживать предложение действующего председателя оказать содействие в начале такого национального диалога и надеемся, что власти в Минске воспримут его в качестве конструктивного шага», - указано в заявлении.

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА РАМЫ И ЛИНДЕ

Собственно, запуск «московского механизма» против Беларуси в известной степени можно рассматривать как реакцию на отклонение Минском предложения нынешнего албанского председательства относительно посредничества ОБСЕ в белорусском кризисе и налаживании национального диалога.

С соответствующей инициативой действующий председатель ОБСЕ, премьер-министр Албании Эди Рама выступил месяц назад, 17 августа. В отдельном заявлении он указал на готовность ОБСЕ оказать содействие в начале открытого и конструктивного диалога в Беларуси, важного для нахождения выхода из кризиса. Тогда же правительству Беларуси было передано официальное предложение о совместном посещении Минска как самим Рамой в качестве действующего председателя ОБСЕ, так и главой МИД Швеции Анн Линде в качестве будущего председателя ОБСЕ, для контактов с представителями правительства и оппозиции.

Еді Рама
Эди Рама

Позже, 28 августа, во время специального заседания Постоянного совета, посвященного ситуации в Беларуси, председатель ОБСЕ еще раз напомнил белорусской стороне о своих посреднических услугах.

«Я предлагаю, чтобы ОБСЕ стала посредником в налаживании необходимого диалога, чтобы помочь Беларуси выйти из этой ситуации... Мы искренне надеемся, что правительство Беларуси позитивно отреагирует на это предложение. Я готов все делать, чтобы оно заработало – участвовать, слушать, понимать и поддерживать всем, чем могу», - заявлял тогда Рама.

И напомнил, что идея поддерживается министром иностранных дел Швеции – страны, которая примет председательство в организации в 2021 году.

Призыв Эди Рамы «дать шанс этому предложению», впрочем, не нашел положительного отклика у руководства Беларуси, где любое международное посредничество и национальный диалог в стране рассматривают как попытку мирной передачи власти. Белорусская сторона заявила, что о таком совместном визите Рамы и Линде говорить рано, ведь он не принесет никакой добавленной стоимости.

С другой стороны, Минск не был категоричным в отклонении идеи, что также давало надежду: Лукашенко попытается сам успокоить ситуацию, а если не удастся – то все же согласится на посредничество председателей ОБСЕ.

МИНСК ПРОТИВ «МОСКОВСКОГО МЕХАНИЗМА», НО ОТЧЕТ БУДЕТ

Прогнозируемо Беларусь выступила и против запуска в отношении нее «московского механизма» ОБСЕ: мол, инструмент «политизирован», а в самой республике нет ни одной «особо серьезной угрозы» выполнения обязательств в сфере прав человека. Правительство Беларуси отказалось участвовать в реализации этого механизма, а следовательно, и допускать на свою территорию миссию экспертов для установления фактов и проведения встреч. Эту позицию Минска поддержала и Москва, где заявили об использовании правозащитных инструментов ОБСЕ «для осуществления политического давления».

В то же время отказ страны, против которой запускается поддержанный 10 и более странами-участницами «московский механизм», не означает его блокирования.

Согласно процедуре, экспертная миссия в рамках «московского механизма» должна была формироваться в составе трех участников – докладчика от инициаторов, содокладчика от страны, в отношении которой запущен механизм, и еще одного содокладчика, избранного обеими сторонами из определенного заранее списка экспертов (не менее 45 человек). Если же страна-участница ОБСЕ, против которой запущен «московский механизм», отказывается сотрудничать (и соответственно назначать своего содокладчика), то страны-инициаторы сами определят эксперта, который должен подготовить отчет.

При этом отказ в сотрудничестве и допуске на территорию – тоже не помеха. Отчет будет подготовлен экспертом в любом случае, даже дистанционно. После этого он будет представлен на заседании Постоянного совета и фактически станет официальным документом ОБСЕ, несмотря на сопротивление страны, против которой запущен механизм, или ее союзников.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ, НО НЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Как ожидается, экспертная миссия в своем отчете установит факты нарушений прав человека и фальсификации выборов в Беларуси, но также предоставит рекомендации и советы как Минску, так и ОБСЕ и международному сообществу относительно путей решения проблемы. Очевидно, что подготовленный отчет не понравится нынешним белорусским властям.

Учитывая специфику ОБСЕ, доклад не будет юридически обязателен и не будет иметь каких-либо правовых последствий для белорусского правительства или виновных в совершении нарушений.

С другой стороны, подготовленный в рамках «московского механизма» отчет будет официальным документом ОБСЕ и международной оценкой ситуации в Беларуси со, скорее всего, констатацией массовых нарушений прав человека. И уже может использоваться как политический документ и основа для действий, в том числе введения санкций против руководства РБ как со стороны отдельных стран ОБСЕ, так и других стран и международных организаций.

НЕХВАТКА РЫЧАГОВ ВЛИЯНИЯ НА ЛУКАШЕНКО

Белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман скептически смотрит на возможность привлечения ОБСЕ в качестве посредника в урегулировании белорусского кризиса.

"Официальный Минск отверг любое внешнее посредничество. Против этого выступает и Россия, которая сегодняявляется достаточно влиятельным внешним игроком, с которым Минск общается, - заявил он в комментарии корреспонденту Укринформа. - Думаю, оппозиция, конечно, хотела бы видеть такое внешнее посредничество. Но власти не доверяют ОБСЕ, считают ее предвзятой. Поэтому, это практически невозможно, что ОБСЕ будет привлечена в качестве посредника».

Артем Шрайбман Фото: Ilinterviews.com

Артем Шрайбман Фото: Ilinterviews.com

Собственно, скептически аналитик относится и к возможностям международного сообщества в целом. По его убеждению, Запад, включая ЕС и США, ограничен в возможностях урегулирования кризиса в Беларуси. И главная причина - нехватка действенных рычагов влияния, чтобы заставить Александра Лукашенко прислушаться к требованиям народа и начать диалог с оппозицией.

По убеждению эксперта, Запад прибегнет к изоляции белорусского режима во главе с Лукашенко на дипломатическом, политическом и частично экономическом уровнях, однако к масштабным экономическим санкциям сейчас не готов.

Василий Короткий, Вена.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-