Василий Боднар, заместитель министра иностранных дел Украины
Украина впервые претендует на пост генсека ОЧЭС
28.09.2020 16:30

Организация Черноморского экономического сотрудничества была основана в 1992 году в Стамбуле, главной ее целью является развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества и торговли в регионе. В состав организации входят 12 стран: Азербайджан, Албания, Болгария, Армения, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина.

В следующем году подходит к концу второй срок пребывания на посту генсека ОЧЭС грека Майкла Христидеса. Украина впервые за историю существования организации выдвигает на этот пост своего кандидата – заместителя министра иностранных дел Украины Василия Боднара.

С ним мы и разговариваем сегодня.

- Василий, вы были представителем Украины при ОЧЭС (2015-2017 гг.), сейчас соревнуетесь за пост генсека этой организации. Расскажите, пожалуйста, какой интерес нашего государства в этом?

- Мы стремимся способствовать конструктивным изменениям в регионе, в частности в экономическом плане, что особенно актуально в условиях пандемии коронавируса. В нашей стране интерес к ОЧЭС довольно низкий, и зря. Сейчас важно сконцентрироваться именно на реализации экономических проектов, что в свою очередь будет способствовать снижению градуса напряжения и позволит выстроить соответствующее взаимодействие между странами Черноморского бассейна.

На сегодня механизмы ОЧЭС не используются в полной мере из-за имеющихся разногласий, конфликтов, заполитизированности в регионе. ОЧЭС довольно конфликтна политически: на двенадцать стран - шесть конфликтов. Мы выходим с инициативой о том, чтобы находить общие точки соприкосновения, по крайней мере для большинства стран, в неконтроверсионных направлениях сотрудничества на основе общих интересов и принципов международного права.

- Вы упомянули о шести конфликтах. И в большинстве из них агрессор – Россия, с которой мы находимся в состоянии войны. Где та площадка или отдельные объекты в Черноморском регионе, где мы вообще можем как-то сотрудничать с РФ?

- Я бы не говорил о сотрудничестве с Россией, да и вообще о ее заинтересованности в экономическом развитии нашего региона. Яркое свидетельство этому - агрессивная политика РФ, оккупация и милитаризация Крыма и Абхазии, продолжение войны на Донбассе, постоянное бряцание оружием. Даже кандидатом от РФ на пост генсека выдвинули бывшего многолетнего посла в Венесуэле. На Черноморский регион - специалиста по Латинской Америке! Вообще не рассматриваю этого кандидата конкурентом.

Есть значительно более сильный кандидат от Румынии - бывший министр иностранных дел. Думаю, с ним как раз у нас будет честное соревнование за идеи, которые смогут объединить регион в экономическом плане.

Конечно, мы не сможем сразу все решить, наладить мосты, которые дадут возможность избежать споров, но если начнем поиск новых сфер регионального сотрудничества, это станет выгодным для всех или по крайней мере для большинства стран-членов.

Речь не идет о том, что мы будем сотрудничать с Россией в ОЧЭС, речь идет о реализации проектов, которые будут неконфликтными для большинства участников организации. Если из 12 членов только Россия будет блокировать такие инициативы, то это будет ее ответственность.

Мы же выходим с позитивной повесткой дня в этом вопросе и предлагаем ее партнерам по ОЧЭС. Считаю этот подход конструктивным.

- В то же время Россия часто на таких международных площадках осуществляет завуалированные попытки легализации оккупированных территорий. Вероятно, активизация деятельности ОЧЭС, например в сфере туризма или защиты исторического наследия Черноморского региона, будет в очередной раз использована для легализации оккупации Крыма. Есть ли у ОЧЭС механизмы защиты от этого?

Гибридные попытки легализации российской оккупации не имели и не будут иметь успеха

- Первое и главное, Крым - это временно оккупированная территория Украины и это признано на уровне международных организаций, прежде всего ООН. Это соответствует принципу международного права о территориальной целостности государства. В случае ОЧЭС, оккупированные территории Крыма и Абхазии не входят в орбиту деятельности организации, поскольку они, в соответствии с международным правом, не могут быть участниками экономической интеграции. Агрессия России привела к оккупации территорий суверенных государств и фактическому прекращению бизнес-активности. Гибридные попытки легализации этой оккупации не имели и не будут иметь успеха. В ОЧЭС ни разу не было представителей оккупированных территорий. Их и не будет, потому что ни организация, ни большинство стран-членов на это не пойдут. Наоборот, попытки РФ узаконить оккупацию приводят лишь к дальнейшему напряжению и конфронтации.

- Пост, на который претендуете, два срока подряд занимал представитель Греции. В этот период неоднократно отмечалось, что ОЧЭС – это не политическая организация и, в частности, не может реагировать на оккупацию Крыма. Вы отметили политические разногласия в ОЧЭС. Речь идет о противоречиях или поиске компромисса?

- Для политического противостояния РФ у нас достаточно площадок. Это международные организации безопасности и политики: ООН, ОБСЕ, Совет Европы. Это также специальный переговорный трек с РФ – минская площадка ТКГ. Это та сфера, где мы отстаиваем свою территориальную целостность и независимость.

У ОЧЭС совсем другие задачи. Конечно, на нее влияют политические процессы, но здесь можем сделать больше, переставив акцент на экономику. Ведь именно политические противоречия закрывают возможности для развития всего региона.

Наша позиция базируется на поиске путей развития региона, а не усилении конфронтации

Из-за российской агрессии регион Черного моря стал очень напряженным с военно-политической точки зрения. Мы продолжаем борьбу и от своих позиций не отступим. Однако необходимо выстраивать конструктив с другими партнерами, искать новые возможности, особенно с учетом влияния эпидемиологической ситуации. Такой подход будет способствовать снижению напряжения, поможет эффективнее реализовать экономический потенциал Украины, усилит коммуникации в регионе. Наша позиция базируется на поиске путей развития региона, а не усилении конфронтации.

- Какое видение и подходы обозначили на этом посту в случае победы?

- Мы с коллегами уже создали концепцию развития организации, в которой делаем упор на развитии бизнес-сектора. Мы традиционно привыкли, особенно в странах постсоветского пространства, что власть диктует бизнесу, что и как делать. В нынешних, особенно пандемических условиях, наоборот, должны смотреть на потребности бизнеса и помогать реализовывать его приоритеты. Если не возьмемся за развитие и помощь бизнесу сегодня, то грош цена нашим встречам, рабочим группам, саммитам – все это тогда остается на бумаге. Главное – предлагаем восстановление региональной бизнес-активности на основе ОЧЭС.

Это абсолютно созвучно с приоритетами нашего государства – наряду с защитой территориальной целостности, мы продвигаем наш экспорт, содействуем бизнесу, привлекаем инвестиции. Аналогичный подход стоит применять и в ОЧЭС, при этом в фокусе должна быть помощь бизнесу в регионе, возможность реализации своего экспортного потенциала, получение больших прибылей, использование этой организации для своей пользы, чтобы становиться более активными игроками в региональном масштабе.

Пандемия коронавируса, наряду с негативным экономическим влиянием, способствовала более быстрой интеграции возможностей цифровых технологий в производственные и бытовые процессы. В связи с этим приобретает особое значение внедрение современных технологий в деятельность ОЧЭС для эффективного обмена информацией, создания новых цифровых площадок наподобие электронной коммерции или соответствующих логистических платформ.

Это значительно расширяет спектр для взаимодействия, поскольку ІТ-сектор в организации совершенно неразвит, в то время как у Украины и других стран-членов в этом серьезный внутренний потенциал – от цифровизации сфер общественной жизни до создания региональных или международных платформ помощи бизнесу, частному сектору, обычным гражданам, упрощения транспортных коммуникаций, таможенно-пограничных процедур и тому подобное. Продвижение идеи цифровизации в рамках ОЧЭС может стать одним из драйверов дальнейшей кооперации между странами-членами организации.

Другим перспективным направлением является альтернативная энергетика и реализация проектов с использованием водорода, что позволит вообще изменить структуру энергетического рынка и защитить экологию региона. В этом контексте также стоит выделить такое направление сотрудничества, как "голубая экономика". Речь идет о развитии экономики моря: морских коммуникаций, портов, использования водных ресурсов для экономического роста при сохранении морской экосистемы.

Черноморский регион – один из самых древних в мире, у него большая туристическая привлекательность, поэтому защита исторического наследия и развитие туризма не менее важны. До начала российской агрессии против Украины у нас были достаточно амбициозные планы относительно организации круизных маршрутов, гастротуризма, создания благоприятных условий для путешествий (упрощение условий пересечения границ, визовой политики). Делались и практические шаги. Например, с Турцией и Грузией мы уже ввели возможность совершения поездок по внутренним ID-картам.

В целом идей много, будем конкурировать с другими кандидатами, чтобы наши идеи победили.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях состава и структуры ОЧЭС.

- Главным постоянным органом ОЧЭС является Совет министров иностранных дел стран-участников. Заседания Совета проводятся дважды в год после окончания председательства страны, которое длится шесть месяцев. На период председательства министр иностранных дел страны становится действующим главой ОЧЭС. С 1 января по 31 декабря 2020 года организацию возглавляет Румыния. Период ее председательства продлили еще на шесть месяцев в связи с пандемией COVID-19.

Постоянный международный секретариат организации находится в Стамбуле. Собственно, руководит им генеральный секретарь. Связанными с ОЧЭС институтами являются Парламентская ассамблея, Черноморский банк торговли и развития, Деловой совет и Международный центр черноморских исследований.

Как видим, ОЧЭС - это организация с мощными возможностями, со своим банком, Парламентской ассамблеей, а также организациями, которые занимаются связями с неправительственным сектором.

Вместе с тем на сегодня все эти структуры немного разбалансированы. Это не критика с моей стороны: как удавалось, так и делали. Но если провести к синергии деятельность всех органов, то это станет ощутимым в каждой из стран. ОЧЭС – мощный набор инструментов, который стоит привести к общему знаменателю, перезагрузить, чтобы он заработал эффективнее и давал практический результат.

ОЧЭС тесно взаимодействует с ЕС, ведь в ее составе – три страны-члена ЕС, три страны-кандидата, три страны, которые имеют соглашения об ассоциации и одна страна – Армения, которая является членом Восточного партнерства. Только Россия в стороне от этого.

- Вы уже упомянули кандидатов от нескольких стран. Кто еще выдвигается? Каков расклад сил?

- Кроме Украины, Румынии и России, своего кандидата выдвигает Греция. Мы объявили о выдвижении первыми. О наших шансах и возможности этот пост занять пока не буду говорить – рановато. На данный момент продолжается мое турне по странам ОЧЭС: провожу официальные встречи, представляю наше видение развития организации и пытаюсь заручиться поддержкой. Предпочитаю воздержаться от прогнозов, ведь соревнование есть соревнование.

- Когда состоится голосование и какова процедура?

- Обсуждение темы состоится с середины октября, после того, как состоится заседание комитета старших должностных лиц. Предварительно в проекте повестки дня вопрос выборов нового генсека уже стоит. Ожидаем, что голосование может состояться в декабре, когда будет заканчиваться румынское председательство. Если единого решения достичь не удастся, то процесс может затянуться до середины следующего года. Формально пост становится вакантным с 1 июля 2021 года, срок пребывания на нем – три года.

Голосование традиционно проходит на заседании комитета старших должностных лиц, а его результаты утверждаются на заседании Совета Министров иностранных дел.

В целом международные организации тяготеют к консенсусу, в т. ч. относительно должностей. Такие решения порой достигаются путем договоренностей стран или путем предварительных голосований. Процесс этот довольно сложный и непредсказуемый.

- Сколько ежегодно обходится Украине участие в ОЧЭС?

- Страны-участницы ОЧЭС по вкладам в организацию делятся на три группы. До 2014 года Украина находилась в первой группе – платила 240 тысяч евро, с 2015-го мы перешли во вторую группу, что было объективно связано с последствиями российской агрессии и показателями развития экономики, и платим 125 тысяч евро в год. Это небольшой объем финансирования по сравнению с тем, что тратим на другие международные организации.

- Кто уже возглавлял ОЧЭС?

- В свое время постоянный международный секретариат ОЧЭС возглавляли представители России, Молдовы, Грузии и несколько раз Греции. Украина - одно из ключевых государств Черноморья, но на посту главы ОЧЭС нашего представителя никогда не было, и сейчас мы заявляем о своих амбициях. Это отвечает нашим национальным интересам и будет служить интересам региона.

Ольга Будник, Анкара

Фото: МИД Украины

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-