Фактчекеры – детективы от журналистики

Фактчекеры – детективы от журналистики

Укринформ
Разоблачать манипуляции и фейки сегодня не менее важно, чем расследовать преступления

В течение последних двух недель Укринформ и ведущее немецкое информагентство dpa провели серию вебинаров по распознаванию фейков в соцсетях и медиа для журналистов и редакторов украинских СМИ. Один из спикеров тренинга, фактчекер dpa Штефан Фосс сравнивает процесс верификации контента – текстов, фото, видео - с работой детектива: нужно определить все подозрительные детали, провести их исследование с помощью как обычной логики, так и технических инструментов, и собрать доказательства, которые позволяют сделать однозначный вывод о том, является ли конкретный контент правдивым.

Целью вебинаров было обговорить с представителями украинских медиа базовые правила цифрового исследования, в частности, верификации материалов в интернете и набор инструментов, которые можно быстро применить в ежедневной работе. В то же время, тренинги дали участникам возможность составить представление о том, как обстоят дела с фактчекингом в мире, почему востребованность верификации будет только возрастать, и в редакции каждого СМИ желательно иметь хотя бы одного сотрудника, который бы хорошо разбирался в методологии проверки новостного контента.

Навыки по фактчекингу можно отнести к тем, что в большей мере необходимы именно для работы медиа. Вместе с тем, понимание основ верификации пригодится и всем, кто по профессиональным причинам или личным предпочтениям часто использует информацию из социальных сетей, которые оказывают все большее влияние на реальную жизнь их пользователей. Не зря в США все чаще снимают фильмы на эту тему - около месяца назад состоялась премьера «Социальной дилеммы» от Netflix, до этого был выпущен документальный фильм от HBO «После правды: Дезинформация и цена фейк ньюс».

ОТЛИЧАЮТСЯ ЛИ ФЕЙКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Пандемия коронавируса показала, что ценой потребления фейковых новостей может быть и здоровье, и в отдельных случаях жизнь людей, которые доверяются непроверенным советам по лечению или ведутся на конспирологические теории, утверждающие, что COVID-19 не существует. Коронавирус стал одной из наиболее популярных тем для распространения фейковой и манипулятивной информации через социальные сети во всех странах мира. До этого же топ фейков в разных странах, в основном, имел свои местные особенности. В Украине, по наблюдениям эксперта СтопФейк Артема Лаптиева, больше всего было фейков российского происхождения на темы незаконно аннексированного Крыма и оккупированного Донбасса, продвижения нарратива об Украине как недогосударстве. А в Германии, по оценке фактчекера dpa Штефана Фосса, манипуляции чаще всего выявлялись в вопросах миграции, криминогенной ситуации, экологии.

 Артем Лаптиев
Артем Лаптиев

Главным предметом внимания фактчекеров является контент, который распространяется через соцсети. Набор популярных социальных сетей может отличаться в зависимости от страны, а также изменяться со временем, с появлением новых платформ, или, как в случае Украины, запретом на российские соцсети.

В Украине фейки также исходят и из медиа, что объясняется особенностями нашего информационного пространства. В частности, у нас много онлайн медиа с короткой историей, с маленькими редакциями, в которых иногда журналисты отсутствуют и вовсе, а материалы в большинстве – не авторские, а заимствованные или подготовленные по открытым интернет-источникам. Не говоря уже о так называемых сайтах-мусорках. В медиаполе Германии представлены преимущественно СМИ, которые имеют давнюю репутацию и дорожат ею. Хотя и там могут возникнуть на короткое время отдельные сайты под названием, схожим по звучанию на известный местный медиабренд.

В Украине имеет место большое влияние российских СМИ или СМИ, которые финансируются из российского капитала. В Германии тоже вещают RT и Спутник, но на общую информационную картину в стране они влияют намного меньше, разве что на определенный сегмент общества, который связан с постсоветским пространством.

Опытный верификатор сможет разобраться с манипуляцией контента в другой стране, однако для этого ему потребуется намного больше времени, чтобы вникнуть в детали и общий контекст. Поэтому местный фактчекер в большинстве случаев справится с задачей быстрее и лучше зарубежного.

ТИПЫ ЗАДАЧ ФАКТЧЕКИНГА

Задачи, которые решает фактчекер, можно условно разделить на: те, для которых достаточно быть внимательным и применить логическое мышление (анализ деталей и всего, что может дать основания для подозрений); те, которые требуют применения специальных инструментов (обратного поиска изображений, интернет-архивов и т.д.); те, для которых не обойтись без запросов относительно рассматриваемого контента или без консультаций с независимыми экспертами (обычно, учеными в определенной области).

От типа задачи зависит и время, за которое можно сделать выводы. По опыту работы фактчекингового подразделения dpa, в среднем один сотрудник может подготовить один фактчек за день. При этом материалы этого жанра вычитываются намного тщательнее, чем обычные новости. Однако, если речь идет о проверке информации, для которой нужно сделать один или несколько запросов в институции или конкретному политическому деятелю, привлечь научных экспертов или технических специалистов, подготовка фактчека может растянуться на дни. По международной практике, за самыми сложно выявляемыми фейками часто стоят спецслужбы некоторых государств или опытные хакеры.

А наиболее сложная подготовка (знания из сферы цифровой криминалистики) требуется для разоблачения так называемых дипфейков. Пока проблема дипфейков для Украины, как, впрочем, и для Германии, остро не стоит. Но технологии подделки видеоконтента в мире существуют и развиваются. В этом плане фактчекеры больше наблюдают за тем, как это происходит в США.

На сегодня большинство манипуляций и фейков достаточно просто разоблачить при владении базовыми навыками и инструментами. Но само их количество продолжает увеличиваться с появлением новых соцсетей и ростом пользователей контента социальных медиа.

КАК ВЫБИРАЮТ ФЕЙКИ ДЛЯ ОПРОВЕРЖЕНИЯ И ВИД РЕАКЦИИ

Приоритет в выборе подозрительного контента для анализа фактчекеры отдают материалам, которые важны для общества и имели достаточно широкое распространение в соцсетях. Впрочем, иногда создатели фейков берут, что называется, не качеством, а количеством. В частности, как отмечает представитель СтопФейк Артем Лаптиев, в российской пропаганде новых нарративов создается мало, все больше повторяются старые и уже подвергавшиеся анализу.

Один из первых шагов в верификации текстовой информации – определение, является проверяемый контент фактологическим утверждением или чьим-либо личным мнением, подчеркивает Штефан Фосс. С мнениями фактчекеры не работают.

По его словам, наиболее характерный признак манипулятивной информации в соцсетях – то, что она вызывает у читателей чувства тревоги или гнева.

Одно из главных правил dpa при подготовке фактчека – не повторять ложное утверждение в заголовке.

Традиционный фактчек представляет собой сжатый (короткий) анализ существенных деталей. Поэтому, как отмечают эксперты Штефан Фосс и Артем Лаптиев, в ряде случаев для реагирования на широкое распространение неправдивой информации больше подойдет аналитическая или публицистическая статья.

КТО ТАКОЙ ФАКТЧЕКЕР И КАКИЕ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕРИФИКАЦИИ

Если совсем коротко, то фактчекер – это тот, кто не только знает методы и инструменты, но и занимается верификацией на регулярной основе и придерживается принципа беспристрастности.

Стандарты в этой сфере задает Международная фактчекинговая сеть (International Fact-checking Network – IFCN), созданная при Институте Пойнтера (США) в 2015 году. На сегодня она объединяет около 100 организаций из более 50 стран мира. Одно из главных условий для участников – их редакционная деятельность не должна находиться под государственным или политическим контролем и влиянием. В IFCN принят кодекс из 5 принципов (приверженность непредвзятости и справедливости, стандартам и прозрачности источников, открытости финансирования и организации, открытой методологии и честной политики исправлений). При присоединении к Международной фактчекинговой сети аппликанты оцениваются по 31 критерию на соответствие принципам.

Именно среди участников IFCN ищут себе партнеров по верификации такие платформы, как Facebook и Google. Также участие в сети служит надежной основой для двух- и мультистороннего сотрудничества организаций из разных стран.

Наибольшее количество фактчекинговых организаций (от 5 и до больше 10) входит в IFCN от таких стран, как Индия, США, Франция и Великобритания. Ряд крупнейших информационных агентств мира – AP и Reuters (США), AFP (Франция), EFE (Испания) и dpa (Германия) – представлены своими подразделениями по верификации.

От ФРГ в Международной фактчекинговой сети два участника, кроме dpa туда входит неприбыльная организация Сorrectiv. Также две организации представляют в IFCN Украину – Стопфейк и VoxUkraine. В конце марта этого года они стали партнерами Facebook в нашей стране.

Для участников международной фактчекинговой сети обязательно указывать на своем сайте методологию, которой они пользуются при выявлении неправдивой информации. И для тех, кто увлекся вопросами верификации, интересно будет познакомится с их подходами. Еще одним лидером по объединению усилий международного журналистского сообщества в противостоянии фейкам является неправительственная коалиция FirstDraft, которая была создана в США в 2015 году и занимается исследовательскими проектами и тренингами.

Несмотря на уже существующие эффективные наработки международных и национальных фактчекинговых организаций, во многих редакциях СМИ нет сотрудников (и тому пример как Украина, так и Германия), которые бы профильно занимались верификацией. И развитие базовых навыков фактчекинга у всех журналистов и редакторов – проблему полностью не решает, поскольку они не всегда в силу своих основных обязанностей располагают временем на сложные задачи по распознаванию фейков. В идеале для небольших редакций необходимо иметь в штате хотя бы одного фактчекера, а для крупных СМИ – команду по верификации. Именно поэтому, после проведения базовых вебинаров, представители Укринформа и dpa обсуждают возможность организации воркшопа для украинских журналистов, которые хотят стать фактчекерами.

Наталия Костина, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-