Пентагон усиливает “сдерживание” РФ и КНР. Что с того Украине?

Пентагон усиливает “сдерживание” РФ и КНР. Что с того Украине?

Аналитика
Укринформ
В США обнародовали новые планы по поддержанию мирового порядка, противодействию Китаю и России и продвижению продаж продукции американского ВПК

Во время онлайн-конференции, организованной аналитическим центром "Атлантический совет", министр обороны Соединенных Штатов Америки Марк Эспер рассказал об инициативах, которые, по его мнению, помогут сохранить установленный миропорядок и предотвратить рост глобальных влияний Пекина и Москвы. Речь идет о реализации программ "Новое Руководство по развитию альянсов и партнерских отношений (GDAP)" и "Модернизация торговли в сфере обороны". Помимо поддержания порядка в мире, продвижение этих инициатив, по словам Эспера, будет способствовать развитию продаж американской продукции оборонного назначения. Кроме того, это поможет "усилить потенциал и возможности стран-единомышленников, а также будет способствовать совместимости дружественных войск".

Глава Пентагону оприлюднив нові плани підтримання світового порядку
Глава Пентагона обнародовал новые планы поддержания мирового порядка

Глава Пентагона признал, что Вашингтон продолжает считать Китай и Россию главными противниками - согласно Стратегии национальной обороны США. И напомнил, что Москва и Пекин пытаются расшатать сплоченность стран и институтов, критически важных для безопасности Соединенных Штатов, в том числе - НАТО.

Попробуем разобраться, как Вашингтон планирует противостоять этим вызовам и как его планы могут сказаться на поддержке Украины, которая вместе с Сирией и Ливией стала одной из основных площадок для реализации кремлевских амбиций.

США-КНР-РФ: Глобальное измерение

Эксперты-международники соглашаются: за последние годы Вашингтон сделал гораздо больше для ослабления своего глобального влияния, чем его противники в борьбе за мировое лидерство. Нелогичные шаги, которые иногда внезапно перечеркивали достижения целых десятилетий, неоднозначные заявления, ссоры с Европой и заигрывание с Кремлем... Все это, безусловно, сказывается на позициях США как мирового "гегемона". А тут еще и внутренние противоречия, от которых страдает ЕС. Все больше слышны заявления европейских политиков о преимуществах "шкурного" экономического интереса над глобальными политическими целями и ценностями... Чем и пользуются Пекин и Москва.

1. "Коронавирусный" фактор

В этом году их задачу облегчил коронавирус, ведь главной угрозой для многих стран стали не изъяны в системах коллективной безопасности, а медицинские проблемы. Китай уже, как ни странно, пожинает плоды. В частности, существенно увеличив число сторонников в Италии, Японии и Южной Кореи, которым активно помогал медицинскими советами и оборудованием. Таким же образом пыталась действовать и Москва - даже "гуманитарную помощь" самим Соединенным Штатам посылала. И... многие итальянцы, например, "благодарны Кремлю за помощь". Это же касается и ряда постсоветских стран и государств "третьего мира" на других континентах, которым Москва пообещала свою "супервакцину"...

Еще одним важным для вероятного лидерства достижением Пекина стало сближение (благодаря предоставлению помощи) с Ираном. Который, как известно, готов на любые союзы, лишь бы насолить ненавистному Вашингтона.

2. Гибридные влияния

Между тем Москва усиливает пропагандистское давление на Европу. В сочетании с иногда эгоистичной и высокомерной политикой США это приводит к тому, что европейские партнеры все реже прислушиваются к Вашингтону. А иногда и, прикрываясь национальными интересами, активно ему оппонируют. Пример - поддержка рядом европейских государств, прежде всего, Германией - российского политического проекта "Северный поток-2", который часть Европы продолжает называть "экономическим". Несмотря на предостережения и санкции со стороны США. А как вам, например, данные опросов, согласно которым Трамп для тех же немцев гораздо опаснее, чем Путин?

И особенно беспокоит в этой истории то, что Вашингтон и сам часто закрывает глаза на действия Кремля, сосредоточившись на большем, как ему кажется, "из двух зол" - вероятных угрозах со стороны Пекина ...

3. Вероятность «горячего» конфликта

Эксперты действительно считают, что в нынешних обстоятельствах глобальный конфликт из-за противостояния между США и КНР куда вероятнее, чем между Вашингтоном и Москвой или Москвой и Пекином. Ведь Китай "бросает вызов американской силе, влиянию и интересам, пытаясь подорвать безопасность и процветание Соединенных Штатов". Еще КНР - реально экономически сильное государство. В отличие от сырьезависимой России.

Поэтому большинство аналитиков пока называют возможными центрами "постамериканского миропорядка" Китай и ЕС. Но самостоятельно стать мировыми "гегемонами" эти игроки смогут разве что через два-три десятилетия. А пока Китай слабее США технологически и имеет в разы меньше влияния на мировую финансовую систему. Европа слаба политически. Поэтому остается Пекин, перед которым США пока имеют фору. Сможет ли Вашингтон воспользоваться этим для возвращения былого превосходства над "ближайшими преследователями"?

Судя по высказываниям Марка Эспера, за это решили взяться серьезно. Причем такую ​​политику Белый дом, похоже, таки вынужден будет проводить, независимо от победителя будущих президентских выборов. Ведь, похоже, опасность политики "добровольного отказа от мирового лидерства и концентрации на внутренних проблемах" под конец (первой?) каденции Трампа поняли и в его администрации.

Незважаючи на “дружбу напоказ”  між Китаєм і Росією триває латентний конфлікт / Інфографіка: China Daily
Несмотря на "дружбу напоказ" между Китаем и Россией продолжается латентный конфликт / Инфографика: China Daily

Но. На самом деле двух-трех десятилетий для "наращивания мышц" у Вашингтона может и не быть. Учитывая вероятность создания союза между Пекином и Москвой, которым вместе может оказаться вполне по силам побить "американского дядюшку". К счастью, вероятность такого объединения, по оценкам экспертов, не очень высока. Из-за противоречий между самими странами-"претендентками". Многие признают, что, несмотря на "дружбу-жвачку напоказ" (совместные военные учения, наращивание объемов торговли, "созвучные" позиции на международной арене) между ними продолжается латентный конфликт. Это обусловлено экономическими факторами, демографией, значительной протяженностью общей границы, рядом исторических территориальных претензий. Кроме того, Москве не хочется мириться с ролью сырьевого придатка китайской экономики.

По экспертным оценкам, в стратегической перспективе американская армия может не одолеть китайскую самостоятельно - даже при поддержке партнеров по НАТО. Именно поэтому Кремль нужен Вашингтону в качестве союзника, а не как враг. Это стратегически.

В то же время "тактически" закрывать глаза на захватническую политику РФ в отношении своих соседей США, к счастью, похоже, также не собираются. В этой связи напомним о недавних решениях о выводе части американских войск из Германии и их передислокации ближе к российским границам - в частности, в Румынию и государства Балтии, а также об усилении военного присутствия США в Польше. Тот же Эспер объяснял: "передислокация направлена ​​на усиление сдерживания России и укрепление Альянса".

США-КНР-РФ: Союзническое измерение

Но и главные оппоненты Вашингтона не сидят сложа руки. В противостоянии с США и их союзниками Российская Федерация и КНР все реже действуют в одиночку, - соглашаются с Марком Эспером эксперты. Москва и Пекин пытаются создавать собственные альянсы. Действуя различными способами: пользуясь региональным влиянием на соседей, общностью (иногда искусственно навязанных "партнерам") идеологии и политических взглядов, раздувая антиамериканские настроения, предоставляя политическую и финансовую поддержку - в частности, странам - мировым "изгоям". При таких обстоятельствах противостоять новым вызовам можно только вместе. "Наша глобальная плеяда союзников и партнеров остается крепкой силой, с которой наши противники и враги просто не могут сравниться. На самом деле у Китае и России, пожалуй, меньше десяти союзников вместе взятых", - считает министр обороны США.

Но это, по его словам, не означает, что Вашингтон и его партнерам не нужно поддерживать свое преимущество. Поэтому Эспер предложил всем американским союзникам, в том числе - государствам, которые не входят в НАТО, увеличить расходы на оборону до 2% своих ВВП. По словам главы Пентагона, благодаря усилиям США страны Североатлантического альянса уже значительно увеличили расходы на оборонные нужды. Но на фоне того, что многие страны сосредоточились на внутренних проблемах, связанных с пандемией, противники США стремятся воспользоваться мировым кризисом. С этим связаны новые вызовы и угрозы. "Именно поэтому мы призываем все страны-члены НАТО соблюдать обязательства и больше вкладывать в нашу коллективную безопасность. Мы ожидаем, что они будут стоять бок о бок с США в противодействии ненадлежащему поведению Китая и российской агрессии", - подчеркнул Марк Эспер.

1. Об американских союзниках

НАТО - це 30 держав
НАТО - это 30 государств, не считая "основных союзников вне"

Соединенные Штаты - лидер влиятельной и до сих пор самой эффективной в мире системы коллективной безопасности - Североатлантического альянса (НАТО). Это 30 государств. Основатели - Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция. Потом к договору присоединились Германия, Испания, Греция, Турция, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Албания, Хорватия, Черногория и Северная Македония. Главный военно-политический принцип организации - система коллективной безопасности, то есть совместных организованных действий всех государств-участников в ответ на нападение извне.

В то же время все чаще раздаются призывы к реформированию НАТО. Позиции некоторых членов постепенно отдаляются. К примеру, многие европейские участники НАТО недовольны настойчивостью Вашингтона, который требует их активного участия в финансовой поддержке системы коллективной безопасности.

Немало рисков таят в себе и многолетние раздоры между Грецией и Турцией вокруг "кипрского вопроса". К тому же, Анкара пытается играть все более активную роль регионального лидера. Несмотря ни на какие "вашингтонские авторитеты". Самостоятельная роль Турции в Сирии, Ливии и вот теперь - в конфликте вокруг Нагорного Карабаха - это прекрасно показывает. Добавим к этому споры между Вашингтоном и Анкарой о судьбе Фетхуллаха Гюлена, разные взгляды Турции и влиятельных европейских игроков на миграционную проблему, решение Анкары вопреки позиции партнеров по НАТО закупить российские зенитно-ракетные комплексы С-400... И подобных "траблов" в отношениях между союзниками становится все больше...

Еще 18 государств имеют статус "Основного союзника США вне НАТО". Это дает им возможность участия в совместных оборонных инициативах, в ряде ограниченных контртеррористических мероприятий, совместных исследованиях военного характера, в поставках отдельных видов вооружения, в космических проектах. С 1989 года такими партнерами США являются Австралия, Египет, Израиль, Южная Корея и Япония. В 1990-х соответствующий статус получили Аргентина, Иордания и Новая Зеландия. В начале 2000-х - Бахрейн, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Кувейт, Марокко и Пакистан. Потом присоединились Афганистан и Тунис. А уже при Дональде Трампе - Бразилия.

Но такой статус не означает, что эти государства "автоматически" включатся при возможном военном конфликте на стороне США. В отличие от Устава НАТО, никакими официальными документами это не предусмотрено. К тому же, среди этих партнеров Вашингтона существуют свои противоречия. Как, например, между Израилем и Египтом. К некоторым партнерам время от времени возникают претензии у самих США - например, к Пакистану. Кроме того, Пакистан, как известно, "в контрах" с Индией, которая в 2018 году получила от США статус "главного оборонного партнера". К тому же, многие из этих стран входят в экономические объединения с участием России и/или Китая. К примеру, БРИКС.

2. О союзниках Москвы и Пекина

Російська відповідь Вашингтону
Российский ответ Вашингтону

Российский ответ Вашингтону - Организация договора о коллективной безопасности (Ташкентский договор) - военно-политическая международная организация, объединяющая Россию, Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. А также Узбекистан, который периодически в нее то входит, то (из нее) выходит. Члены организации проводят многочисленные военные учения. Как правило, это маневры вооруженных сил России и армии одной из стран-членов организации. Однако Ташкентский договор более обтекаем, чем натовский в вопросе участия вооруженных сил государств-участников в защите территорий своих партнеров. Отсюда - и довольно осторожная позиция, которую сейчас занимает Москва в противостоянии Армении и Азербайджана. Прямые договоры о военной поддержке Москва имеет только с никем не признанными Южной Осетией и Абхазией. Там же, а также в непризнанном Приднестровье и в Армении, Кыргызстане, Таджикистане и Сирии РФ держит военные базы.

Также Москва хочет создать базы на Кипре и в Южной Америке - а именно в Венесуэле или на Кубе. А еще стремится усилить влияние на политическую жизнь Панамы и Мексики. В Европе же важным союзником Москвы остается обиженная в свое время натовцами Сербия. На Ближнем Востоке - Сирия. Плюс еще несколько "купленных" кремлевскими займам и "прощением" прежних долгов чисто политических союзников, поддерживающих россиян во время голосований за болезненные для Москвы вопросы на Генассамблее ООН, которые, однако, вряд ли поднимутся "в бой за Путина". Напомним, например, что 27 марта 2014 года резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН "Территориальная целостность Украины" поддержали 100 стран. 11 проголосовали против. Это сама Россия, а также Беларусь, Боливия, Венесуэла, Армения, Зимбабве, Куба, Никарагуа, Северная Корея, Сирия и Судан.

В то же время эксперты обращают внимание на все более активное военно-техническое сотрудничество Кремля с Ираном. Речь идет, в основном, о тайных программах. Ведь официально между Москвой и Тегераном действует только межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, которое, по сути, ни к чему стороны не обязывает.

На усиление военно-технического сотрудничества с Ираном, похоже, сейчас ставит и Пекин. Также говорят, что КНР не против ослабить влияние США на соседний Пакистан. В свое время Китай построил там немало оборонных предприятий. И, по слухам, даже способствовал ядерной программе Исламабада. Также КНР пытается ослабить влияние США на южных и юго-восточных соседей Поднебесной и на государства Центральной Азии (в частности, Кыргызстан и Казахстан). Речь и о членах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) - Вьетнаме, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах. Хотя пока последние - на стороне США. Вьетнам близок с Россией.

То есть, при таких раскладах (когда речь не только о политической, но и о военной поддержке в противостоянии с США), КНР может рассчитывать разве что на Россию. При определенных обстоятельствах. А также - на КНДР, на которую Пекин сейчас имеет, пожалуй, самое большое из всех мировых лидеров влияние.

США-КНР-РФ: Украинское измерение

Вместе с Грузией, Молдовой и Косово Украина входит в перечень стран - кандидаток на получение статуса "Основного союзника США вне НАТО". В июне прошлого года Палата представителей Конгресса США, напомним, подала законопроект, предусматривающий усиление поддержки суверенитета и территориальной целостности Украины, расширение оборонной помощи и предоставление нашей стране статуса главного военно-политического союзника США.

Сейчас США - крупнейший донор Украины в оборонной сфере. По данным Минобороны, на эту страну приходится 70% общей военно-технической помощи, которую мы получили в течение 2014-2019 годов.

Сергій Джердж
Сергей Джердж

“Всем известно, что наши государства имеют общие интересы в сфере безопасности и обороны. Если Соединенные Штаты пока только гипотетически говорят об угрозах со стороны РФ и Китая, то мы уже имеем шестилетнюю войну с Россией. Потому как никто заинтересованы в том, чтобы не оставаться один на один с противником, - отмечает в комментарии Укринформу председатель общественной Лиги "Украина - НАТО" Сергей Джердж, - для нас очень важно, чтобы в международную антикремлевскую коалицию вхощдило как можно больше стран" . Таким образом, по словам эксперта, Украине будет легче отстаивать справедливость и доказывать факты нарушения Москвой международного законодательства и посягательства Кремля на установленный миропорядок. И заявление Марка Эспера об усилении сотрудничества со всеми союзниками США этом, безусловно, будет способствовать.

В то же время Украина должна быть проактивной в этом вопросе, предлагая и согласуя с международными партнерами, например, возможные реакции на вызовы гибридной войны.

Считая безусловным приоритетом консолидацию международных усилий в противодействии Кремлю, Киев, по словам господина Джержда, не должен забывать и о Китае. "Мы воспринимаем КНР через призму экономики, большого количества товаров. Но не стоит забывать, что это - коммунистическая тоталитарная страна, как в свое время Советский Союз. Сейчас Пекин строит в Южно-Китайском море искусственные острова, чтобы увеличить свою исключительную экономическую зону. А также усиливает там военное присутствие. Это ущемляет интересы ряда его соседей и грозит безопасности международного судоходства", - говорит председатель Общественной лиги. И в этом вопросе "украинская хата", по его словам, должна быть с краю. Хотя, на первый взгляд, эта проблема вроде далека от нас.

При этом никто не призывает к прекращению экономического, гуманитарного и культурного сотрудничества с Пекином, что может принести Украине много пользы. Но. К отдельным проектам в рамках такого сотрудничества мы должны относиться осторожно, тщательно проверяя их на соответствие нашим национальным интересам. Яркий пример - ситуация вокруг запорожской "Мотор-Сичи". "Нужно думать, прежде чем отдавать все китайцам, как это было в предыдущие годы. Когда китайские делегации посещали наши предприятия, получали доступ к технологическим секретам. И на этом сотрудничество прекращалось. Чтобы избегать это, нам, помимо прочего, следует выработать определенную стратегию противостояния всем подобным внешним угрозам, заручившись поддержкой США и других влиятельных международных партнеров", - заключает Сергей Джердж.

Владислав Обух, Киев

P.S. Укринформ планирует в ближайшие дни вернуться к этой сверхважной теме именно в аспекте того, как планы США могут повлиять на перспективы Украины.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-