Как Макрон поссорился с Эрдоганом

Как Макрон поссорился с Эрдоганом

Укринформ
Конфликт французского и турецкого лидеров грозит геополитическими и экономическими последствиями

Отношения между Турцией и Францией в последние дни больше похожи на эмоциональный телесериал, чем на общение двух мощных игроков на геополитической арене. Причиной обострения ситуации стали заявления Эммануэля Макрона о необходимости сдерживания ислама во Франции, когда в пригороде Парижа был убит школьный учитель. Он на уроке, посвященном свободе слова, показывал опубликованные изданием Charlie Hebdo карикатуры на пророка Мухаммеда. Те самые, которые стали поводом для теракта в январе 2015 года и стоили жизни 12 человек.

После этого во Франции начали закрывать исламские центры, объявили о готовности выслать более двух сотен человек, которых подозревают в экстремизме на религиозной почве.

КТО КОМУ ПСИХИАТР

Заявления французского лидера и действия властей вызвали возмущение в исламском мире, и не только в Турции, но именно отношения Парижа с Анкарой дошли до опасной точки кипения. Это произошло после 24 октября, когда президент Турции Реджеп Эрдоган резко раскритиковал высказывания Макрона в отношении ислама и предложил ему проверить психику у специалиста. Такие заявления в Париже назвали неприемлемыми и отозвали из Анкары своего посла для консультаций. Волна недовольства покатилась по мусульманскому миру. В Ираке, Иране, Иордании, Кувейте, Марокко, Саудовской Аравии, Сирии, Тунисе, Турции прошли акции протеста, наиболее массовые из них – в Бангладеш, где на улицы вышло около 40 тысяч человек.

Фото6 haberler.com
Фото: haberler.com

В связи с этим французские диппредставительства в этих странах предупредили об опасности и призвали своих граждан к осторожности, избеганию любых собраний или демонстраций. В мусульманских странах продолжают отменять "французские недели" и другие меры неполитического характера, призывают бойкотировать французские товары. Не обошлось и без сожжения французских флагов. Нечто подобное происходило после публикации комиксов «Лицо Мухаммеда» ультраправой датской газетой в 2005 году.

ОЧЕРЕДНОЙ ВИТОК В СПИРАЛИ РАЗНОГЛАСИЙ

Эксперты часто сравнивают непростые отношения Франции и Турции с айсбергом. На вершине - нынешние разногласия относительно Восточного Средиземноморья, Ливии, Нагорного Карабаха; скрытые «под водой» – курдский вопрос и уничтожение турками армян в 1915 году, которое Франция признала геноцидом еще в 2001-м. Оба эти вопроса - ключевые для Турции в вопросах внешней политики и двусторонних отношений с другими странами. В отношении обоих из них Франция придерживается позиции, противоположной турецкой.

Последний серьезный инцидент произошел возле берегов Ливии, когда французские моряки с фрегата «Курбе», которые действовали в рамках натовской морской операции, требовали проведения осмотра судна, которое двигалось вместе с турецкими военными кораблями. Развитие конфликта удалось предотвратить благодаря вмешательству Брюсселя. Франция с тех пор обвиняет Турцию в незаконных поставках оружия в Ливию, несмотря на эмбарго. В Анкаре эти обвинения отрицают и напоминают о поддержке Парижем Ливийской национальной армии во главе с генералом Хафтаром, что противоречит позиции международного сообщества. После последнего морского инцидента, на фоне шквала обвинений из Парижа в адрес Анкары, некоторые европейские политики даже заговорили о личной антипатии и неприязни французского президента к турецкому руководству и его довольно невзвешенных и эмоциональных реакциях.

Турецкие эксперты тоже тогда не молчали – убеждали, что именно с приходом к власти амбициозного Макрона ситуация в двусторонних отношениях с Турцией ухудшилась, поскольку политика Парижа в отношении Турции стала агрессивной, в частности направленной на отдаление страны от ЕС.

Еще большей неприязни к «двусторонке» добавила последняя попытка Греции при поддержке Франции ввести против Турции санкции на уровне ЕС из-за ее действий в Восточном Средиземноморье. Этот вопрос даже стал причиной «расхождения» в непоколебимом франко-немецком альянсе: Франция поддержала санкции, а Германия выступила против.

Турецкие политологи быстро нашли этому объяснение – так проявляются планы французского президента относительно перехвата европейского лидерства после того, как немецкий канцлер Ангела Меркель покинет свой пост осенью 2021 года.

ВЫБОРЫ-2022: ГОЛОСА МУСУЛЬМАН МОГУТ БЫТЬ РЕШАЮЩИМИ

Однако у французского лидера для подготовки плацдарма к еще одному сроку президентства остается не так много времени – следующие выборы состоятся в апреле 2022 года. При нехватке поддержки мусульманского сообщества (на данный момент мусульман примерно 10% от всего населения в стране, к 2025 году их может быть 12,7%) выиграть президентскую гонку не так просто. Президент Эрдоган уже спрогнозировал Макрону "недалекий политический путь" и, очевидно, приложит для этого все усилия.

В то же время основная соперница Макрона на следующих выборах – лидер французских националистов и руководитель партии крайне правой идеологии «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт»), «подруга Путина» Марин Ле Пен – хорошо известна своей позицией относительно миграции, и, несмотря на расхождения во взглядах, она поддержала намерения Макрона запретить некоторые организации, которые поддерживают исламистскую идеологию и даже объявила «войну исламистам» как враждебной Франции религии. Она считает, что отзыв посла из Анкары – недостаточно сильная реакция со стороны Елисейского дворца.

На прошлых выборах во втором туре между Макроном и Ле Пен большинство мусульман поддержали первого, тогда он получил 2/3 голосов избирателей во втором туре. Накануне второго тура мусульманские организации призвали голосовать за кандидатуру Макрона, который «уважая республиканские ценности и строго придерживаясь принципов секуляризма, является воплощением надежды и доверия для всех духовных и гражданских сил нации». Так формулировали свои надежды в мусульманских кругах. Сейчас некоторые организации, призывавшие поддерживать Макрона, – под угрозой закрытия.

БОЙКОТ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРОДУКЦИИ - СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Все эти политические расклады – дело недалекого, но будущего, а бойкот французской продукции происходит уже сейчас. СМИ подсчитали, сколько будет стоить Франции бойкот товаров мусульманскими странами. В целом Франция с населением 67 млн экспортировала в прошлом году на $555 млрд и импортировала на $639 млрд. Торговый оборот республики с мусульманскими странами достигает более 100 млрд долларов. Экспорт – $45,8 млрд, импорт – $58 млрд. Мусульманские страны импортируют из Франции технику, газовые турбины, авиационные товары, котлы, автомобили и автодетали, тракторы, изделия из стали, электротехническое оборудование, лекарства. Франция импортирует нефть, природный газ, минеральные масла, автомобильные детали, спутниковые приемники, электрические обогреватели, кабели, одежду, фрукты, овощи, сухофрукты.

Бойкот французской косметики и продуктов, которые приходят первыми на ум, хоть и будет иметь влияние на общие цифры товарооборота, не является определяющим.

Французская аэрокосмическая Thales Group успешно поставляет вооружение, военную технику и аэронавигационные технологии в ряд мусульманских стран. Среди клиентов Thales Group - Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция и Катар. По результатам прошлого года компания задекларировала общую сумму прибыли на уровне 18,4 млрд евро. В Египет и Катар Франция поставляет военные самолеты Rafale.

В энергетике ключевым игроком на рынках мусульманских стран является французский нефтяной гигант Total. В странах Персидского залива он инвестирует в разведку и добычу, а также переработку нефти, а в Пакистане, Бангладеш и Турции занимается продажей нефтепродуктов.

ФРАНЦУЗСКИЕ АВТО: КУПИТЬ ИЛИ ПРОДАТЬ

Отдельное место на зарубежных рынках мусульманских стран занимает французский автопром. В турецкой Бурсе, например, размещено одно из крупнейших в мире предприятий компании Renault. В прошлом году с его конвейеров сошло более 342 тысяч автомобилей, было произведено 512,6 тысячи двигателей, 703 тысячи шасси, 227 тысяч коробок передач. Французские машины стабильно занимают ведущие позиции в рейтингах популярности среди потребителей в Турции.

По собственному наблюдению автора, на дорогах Турции примерно каждая пятая машина - французского производства. Подтверждает это и статистика – за последние 15 лет уверено лидерство продаж держит Renault (2 млн авто), только на эту компанию приходится около 15% всего авторынка.

Согласно прошлогодней статистике, почти половину (42,4%) авто компания продала в мусульманское Марокко (тоже имеет там производство). Турция в этом списке – на пятом месте (17,8%) сразу после самой Франции с показателем 25,9% (второе и третье места – Румыния и РФ).

Во время пандемии компания заявляла о закрытии части своих предприятий на территории Франции, но относительно зарубежных производственных мощностей речь даже не шла.

Также в мусульманских странах присутствует еще один автогигант - PSA Groupe, который объединяет известные французские бренды Peugeot и Citroën.

Поэтому на практике вся эмоциональность и громкость слов сталкивается с холодными расчетами, которыми в условиях общего экономического спада пренебрегать, делая резкие шаги, вряд ли кто-то решится.

Ольга Будник, Анкара

Первое фото: EPA

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-