«Беспилотные» авто выезжают на дороги ФРГ

«Беспилотные» авто выезжают на дороги ФРГ

Укринформ
Закон "об автономном вождении" заработает с 2022 года: сначала для грузовиков и микроавтобусов

Голосование по новому закону об автономном вождении (поправки к закону о дорожном движении) проходило почти в полночь с 20 на 21 мая. Обсуждение было очень коротким и абсолютно миролюбивым: с несколькими минутными ремарками выступили по одному представителю от 4 фракций. За проект в итоге проголосовали партии правящей коалиции – консерваторы и эсдеки, а также либералы. Против - правопопулистская "Альтернатива для Германии" и "Левые". "Зеленые" воздержались.

Документ сейчас находится в Бундесрате, представительстве федеральных земель, который должен рассмотреть его 28 мая. Препятствий не будет.

Фото:
Фото: Scharfsinn / Shutterstock

ИЗ ПУНКТА А В ПУНКТ Б

ФРГ стала первой страной, создавшей правовую базу для использования такого типа автомобилей на своих дорогах. Для того, чтобы авто будущего заполонили Европу, другие страны ЕС не только должны ввести подобные нормативные акты, но и гармонизировать национальные законодательства. Однако это не вопрос сегодняшнего дня.

Перспектива же появления на дорогах Германии беспилотных авто ближе, чем могло казаться еще совсем недавно. Закон предусматривает, что "самоходные" автомобили смогут стать полноценными участниками дорожного движения уже в следующем, 2022 году.

Первые шаги будут довольно осторожны: предполагается использование автономных транспортных средств уровня 4. Этот уровень означает, что бортовой компьютер полностью контролирует функции автомобиля, а в случае опасности он должен сам остановиться на обочине дороги. Присутствие водителя в салоне не обязательно, да, собственно, совсем не нужно.

На начальном этапе речь идет, как уточнили в министерстве транспорта и цифровой инфраструктуры, о перевозке грузов; использовании микроавтобусов в общественном транспорте, микроавтобусов-челноков для перевозки, например, работников в периметре промышленного объекта, или пациентов в медицинских центрах. То есть ездить такие транспортные средства будут сначала только в специально определенных зонах эксплуатации, или по специально созданным полосам, условно говоря, между пунктом А и пунктом Б. К тому же с ограниченной скоростью.

Таким образом, это всего лишь предварительный этап на пути к «подлинному» автономному вождению. Об индивидуальном транспорте речь пока не идет. Инженеры, IT-шники работают над усовершенствованием бортовых компьютеров, но запрограммировать реакцию машины, скажем, на каждое движение пешехода или велосипедиста довольно сложно (в силу непредсказуемости последних). Здесь, на самом деле, нужен интеллект, хотя бы искусственный. Именно поэтому передвижение на больших скоростях по городским улицам пока не на повестке дня.

Что же касается логистических перевозок на автобанах (не путать с раздолбанным шоссе), то тут как раз все может измениться довольно скоро, и колонны «грузовиков-дронов» превратятся в обыденность.

1
Фото: DPA

ВПЕРЕДИ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

В Ассоциации немецкой автомобильной промышленности (VDA) принятие закона приветствовали с энтузиазмом. «Клиенты, промышленность и Германия, как центр бизнеса, получат от этого огромную выгоду. Немецкая автомобильная промышленность может стать лидером мирового рынка в этой отрасли», - заявила СМИ президент VDA Хильдегард Мюллер.

В Ассоциации немецких транспортных компаний (VDV) также говорят о «вехе», которая будет способствовать переходу к «подлинной мобильности». "Автономное вождение предлагает отличную возможность дополнить классические перевозки", - отмечает президент VDV Инго Вортманн.

Оба руководители ассоциаций настаивают на как можно скорейшей имплементации положений закона, поскольку времени до обещанного 2022 года осталось немного, а сделать необходимо еще много всего. В частности, получить разрешения от регуляторных органов, обеспечить инфраструктуру на маршрутах и тому подобное.

В минтрансе подчеркивают: Германия должна взять на себя ведущую роль в области автономного вождения. Федеральное правительство готово поддерживать научные исследования и разработки, чтобы сделать мобильность будущего более универсальной, безопасной, экологически чистой и ориентированной на пользователей.

Понятно, что ФРГ как ведущая автомобильная и инновационная страна способна не только разрабатывать технологии, которые «обманывают» экологическую инспекцию (история дизельгейта в исполнении Volkswagen навсегда вошла в анналы), но и вывести на рынок действительно революционные технологии. Так, именно Германия инициировала принятие на международном уровне использования на автомагистралях системы удержания полосы 3 уровня (ALKS - автоматизированная система удержания полос движения) при скорости до 60 км/ч.

Около 40% всех патентов в области автономного вождения происходят сегодня именно из Германии.

К слову, закон об автоматизированном вождении (восьмая поправка к закону о дорожном движении) вступил в силу в Германии еще 21 июня 2017 года. Тогда были зафиксированы права и обязанности водителя транспортного средства во время автоматизированного вождения. Это означает, что автоматизированные системы (уровень 3) могут взять на себя функции человека при определенных условиях, но сам водитель должен все равно быть за рулем. Так что Германия не начинает с нуля.

Фото: DPA
Фото: DPA

КТО «КРАЙНИЙ»

Современные (дорогие) автомобили уже оснащаются немалым количеством «электронных ассистентов» водителя, таких как системы для обгона, удержание в полосе, движение в дорожной пробке, торможение перед препятствием, автоматическая парковка и др. Например, в модели Porsche - полностью электрическом автомобиле Taycan - установлено более 20 таких помощников.

Все эти программы призваны не просто облегчить задачу человека за рулем, но в первую очередь уменьшить риски, сделать дорожное движение более безопасным. Ведь человеческий фактор фактически всегда есть среди причин смерти и травм на дорогах.

Впрочем, если речь идет об автономном вождении, то вопрос ответственности здесь проблемный. С техническими аспектами все гораздо проще - автомобиль становится, по сути, не просто средством передвижения, а очень сложным роботом. Но в случае несчастного случая, какие могут быть претензии к роботу? К кому же тогда? К производителю? - Возможно. К владельцу средства? - Возможно. А если водитель в машине был, но не управлял?...

Все это необходимо прописать. В проекте закона детально это не определено, но направление мысли такое: чем самостоятельнее едет транспортное средство, тем большая ответственность должна быть переложена с владельца на производителя.

Предстоит определиться и со страхованием ответственности: если произойдет несчастный случай, его жертва должна быть защищена и получить возмещение.

"Автономное вождение требует доверия. И здесь важен вопрос ответственности: кто ее несет - производитель или владелец?", - размышлял во время обсуждения законопроекта Штефан Гелбгар, депутат от "Зеленых" (воздержавшихся при голосовании). Он отметил, что большинство немцев все еще очень скептически относятся к беспилотным авто.

у
Фото: DPA

В БУДУЩЕЕ С ВЕТЕРКОМ

Стоит напомнить, что армия сторонников автономного транспорта заметно уменьшилась после смертельного ДТП несколько лет назад с участием новомодного авто в США, когда новенькая Tesla Model S на высокой скорости врезалась в дерево и загорелась, погибли два человека. Следователи пришли к выводу, что электромобиль ехал в режиме автопилота, место водителя было пустым. Правда, руководитель компании Илон Маск настаивает, что автопилот не был активирован. Какой бы ни была правда, но доверия это точно не прибавило. И этот инцидент - не единственный среди авто-беспилотников. После различных неприятностей как-то ослабел ажиотаж, вызванный появлением и беспилотного такси от Uber.

Однако прогресс уже не остановить. Эксперты-оптимисты прогнозируют, что лет через 15 в той или иной степени автоматизированными будут около 40% автомобилей. А там уже и до полной автономности недалеко.

Разработкой самоуправляемых авто занимается сегодня не одна только Tesla (европейская гигафабрика которой, к слову, уже до конца этого года появится неподалеку от Берлина). Над этим работают как «патриархи» автомобилестроения, такие, например, как упомянутый выше Volkswagen, General Motors, Ford, так и множество маленьких стартапов, названий которых никто (пока) не знает.

По оценкам, которые кажутся несколько заниженными, по дорогам мира сегодня ездят около полутора миллиардов транспортных средств. Только в Германии количество авто приближается к 50 миллионам. Многие автовладельцы мечтают о том, чтобы вождение было более комфортным и менее стрессовым.

Однако немало найдется и таких, кто ни за что не откажется от удовольствия прокатиться с ветерком, выжимая газ и крепко держа в руках руль.

Как бы то ни было, волноваться, что уже скоро все за нас на дороге будут выполнять роботы-машины, а нам останется лишь смотреть в окно (или смартфон), не стоит.

Хотя будущее может наступить быстрее, чем мы себе представляем.

Ольга Танасийчук, Берлин

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-