Мощностей ГТС Украины хватит на две Европы

Мощностей ГТС Украины хватит на две Европы

Укринформ
Текущий энергетический кризис Европы может быть лишь прелюдией того, что совершит РФ в ближайшие годы

Увеличение поставок газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины могло бы разрешить европейский газовый кризис. Однако Россия сознательно дискредитирует украинский путь. Хотя аргументы Кремля не соответствуют действительности. Проще говоря, являются обманом.

Европа столкнулась с небывалым взрывом цен на природный газ, что чревато масштабным энергетическим кризисом. Дефицит голубого топлива накануне зимы возник вследствие целенаправленных действий «Газпрома»: российский госконцерн таким образом давит на Германию и Евросоюз, чтобы добиться скорейшего получения разрешения на начало эксплуатации газопровода «Северный поток-2».

И вот на фоне паники на европейском рынке, когда цена тысячи кубометров взлетела до невероятных почти 2000 долларов, Путин провел совещание «по вопросам развития энергетики». В течение двух часов он, как передавал «Коммерсантъ», «чувствовал себя властителем дум во всей Европе».

Традиционно Кремль отрицает ответственность за газовый кризис.

По мнению ряда экспертов, российский госконцерн действительно выполнял свои договорные обязательства перед европейскими клиентами. Однако делал это, опустошая свои газохранилища в ЕС. И при этом, несмотря на большой спрос и высокие цены, не бронировал дополнительный транзит через Украину.

Россия не объясняет, почему она не бронирует мощности, пишет Bloomberg. Впрочем, старший советник Госдепартамента США по вопросам энергетической безопасности Амос Хохштейн считает, что это политический шаг.

«В реальности через Украину проложены трубопроводы с достаточной пропускной способностью для обеспечения газом Европы <...> Россия неоднократно заявляла, что ей хватит запасов газа, чтобы сделать это, поэтому, если это правда, ей следует поставить газ как можно скорее через ГТС Украины», – сказал Хохштейн.

По мнению Михаила Крутихина, российского экономического аналитика, специалиста нефтегазового рынка, «мощности [украинских] труб хватит, чтобы удовлетворить газом две Европы».

"Когда вам какой-то эксперт будет рассказывать, что СевПоток-2 предназначен для "нового" газа Европе, дальше можно на слушать. Это продажный эксперт. СевПоток-2 просто по воле Кремля снимает транзит с Украины, где мощности труб хватит, чтобы удовлетворить газом две Европы", – утверждает Крутихин.

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Во время совещания Путин таки упомянул о возможности увеличения поставок газа через ГТС Украины. Но возразил: во-первых, это якобы невыгодно для «Газпрома». И вообще, украинский транзит сохраняется только благодаря его доброй воле, тогда как российский госконцерн готов от него отказаться даже под угрозой штрафа.

Это утверждение о невыгодности является "откровенной неправдой", говорит бывший заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции (2014-2019) Лана Зеркаль. По ее словам, российский монополист мог бы заработать дополнительно более 3 млрд долларов.

"Отказ от этой возможности – еще один признак некоммерческого поведения со стороны монополиста и использования газа в качестве геополитического оружия", – утверждает Зеркаль.

"АБСОЛЮТНАЯ ВЫДУМКА"

Во-вторых, продолжил Путин, ГТС Украины якобы «не реконструировалась и не ремонтировалась на протяжении десятилетий, там в любой момент может что-то лопнуть».

Центр стратегических коммуникаций обратился в Министерство энергетики Украины с просьбой предоставить информацию о реальном состоянии украинской ГТС.

«Ни разу инциденты на украинской ГТС не привели к прекращению газоснабжения. Она является одной из крупнейших и разветвленных газотранспортных систем Европы, и это позволяет осуществлять оперативное маневрирование потоками природного газа. По одному из газопроводов/маршрутов потоки могут быть направлены на другой, с сохранением обязательств относительно поставок природного газа в конкретной точке выхода», – рассказали в Минэнерго.

Как добавили в министерстве, отсутствие ремонтов и реконструкций на украинской ГТС – это абсолютная выдумка. Оператор ГТС неукоснительно выполняет все необходимые нормативные документы, которыми определяются диагностические мероприятия и объемы ремонтов по ним.

Кроме того, на украинской ГТС осуществляется масштабная программа модернизации: капитальный ремонт, техническое переоснащение, реконструкция, строительство. В течение 2021 года было введено семь объектов, завершено строительство и планируется ввод четырех, продолжается строительство еще четырех.

Планируется реконструкция восьми компрессорных станций и почти 200 газораспределительных станций.

Только за 8 месяцев текущего года капитальные инвестиции, ремонты, техобслуживание и диагностика были осуществлены на сумму более 4,6 млрд грн.

А утвержденный 10-летний План развития ГТС предусматривает около 1,5 млрд евро инвестиций в техническое обновление газотранспортной системы.

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ГТС ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО

При наличии такого надежного маршрута транспортировки газа в Европу через территорию Украины – одновременно подводные обходные газопроводы Газпрома не обладают такой гибкостью. И в случае инцидентов/отказов или ремонтов – газоснабжение по ним полностью прекращается.

Кроме того, состояние наземной инфраструктуры российской газотранспортной системы отнюдь не лучше украинской ГТС. Это подтверждается как временем эксплуатации, так и техническими показателями. Особенно это касается традиционных транзитных коридоров – Уренгой, Прогресс, Союз.

Только с начала года на ГТС РФ произошло семь крупных аварий: авария на МГ «Пермь-Горький-1», чрезвычайное положение на отводе Качканар, аварии на газопроводах «Союз», «Оренбург-Новопсков», пожары на промысле Юбилейного месторождения, отвод на ГРС Белорецк, на газопроводе «Средняя Азия-Центр-2», «Уренгой-Центр-2».

По мнению Сергея Макогона, руководителя «Оператора ГТС Украины», Кремль ставит под сомнение техническое состояние украинской ГТС, чтобы заставить ЕС как можно скорее сертифицировать «Северный поток-2».

«Статистика инцидентов подсказывает, что российским коллегам тоже следует увеличить инвестиции в поддержку собственной ГТС. "Северный поток" - это лишь незначительная часть российской ГТС, которая требует ежедневного внимания. Поэтому средства, которые были потрачены на избыточный «Северный поток-2», можно было бы потратить на обновление российской ГТС», – говорит Макогон.

ЛИШЬ ПРЕЛЮДИЯ

Решение России не транспортировать больше газа через Украину, пишет The Atlantic Council, усугубило европейский кризис. Позиция Москвы прошлась ударной волной по всему континенту.

Но это лишь начало. Если украинский транзитный маршрут будет прекращен, а транзит российского газа вместо этого будет проходить через «Северный поток» и «Турецкий поток» без четких юридических гарантий того, что эти маршруты не будут использоваться в качестве инструментов геополитического принуждения, – текущий энергетический кризис Европы может быть лишь прелюдией того, что произойдет в ближайшие годы.

Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-