Халюк Байрактар, генеральный директор турецкой компании Baykar Makina
Различные конфигурации БПЛА Akıncı будут иметь различные двигатели украинского производства, это промоция для их производителей
19.11.2021 10:00

10-13 ноября в Стамбуле проводилась международная выставка оборонной и аэрокосмической промышленности SAHA Expo с участием почти полтысячи больших и малых компаний, стартапов. Ее организатор – Стамбульская ассоциация компаний оборонной, авиационной и космической промышленности (SAHA Istanbul), второй по размеру в Европе оборонно-аэрокосмический кластер.

Во время выставки украинские компании подписали несколько соглашений, которые в перспективе могут стать историческими. В частности, ГП «Ивченко-прогресс» и АО «Мотор Сич» заключили контракты с Baykar Makina о поставках двигателей для беспилотной платформы Akıncı, которая является передовой в мире и уже побила рекорды по продолжительности пребывания в воздухе и максимальной высоте полета.

БПЛА Akıncı с августа стоят на вооружении вооруженных сил Турции. В планах разработчика - создание нескольких конфигураций для различных задач. Через два года Baykar Makina планируют представить беспилотный истребитель, «сердцем» которого будут двигатели украинского производства.

Об экспертных перспективах БПЛА Akıncı, особенностях его конфигураций, о сотрудничестве с украинскими предприятиями, использовании нашими вооруженными силами Bayraktar TB2, создании на территории Украины завода по производству беспилотников – рассказал Укринформу и Defense Express генеральный директор Baykar Makina, председатель совета директоров SAHA Istanbul Халюк Байрактар.

SAHA EXPO - ЭТО ПЛОЩАДКА ДЛЯ НАЛАЖИВАНИЯ КОНТАКТОВ В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ МЕЖДУ КОМПАНИЯМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

- Господин Халюк, в чем особенность выставки SAHA Expo в Стамбуле и в чем отличие от других оборонных выставок, которые проводятся в Турции?

- Кластер SAHA Istanbul был создан 6 лет назад. За последние 20 лет Турция инвестировала много в оборонную сферу, в местные компании и предприятия. SAHA Istanbul был создан с целью привлечения частного сектора в оборонную промышленность. 20 лет назад в оборонной сфере у нас было 17 компаний, сегодня это 1,7 тысячи. Раньше это было 60 оборонных проектов, сейчас их более 750. До создания SAHA Istanbul оборонную индустрию Турции больше составляли государственные компании. Конечно, частный сектор – это не про уникальные продукты, но его динамизм заряжает, так же, как и эффективное ценообразование и использование рабочей силы. Кластер SAHA Istanbul рос очень быстро и на сегодня в нем более 620 компаний. 50 из них – это крупные компании, все остальные – это малые и средние предприятия, 17 высших учебных заведений.

Нынешняя выставка SAHA Expo проходит во второй раз. В прошлый раз в ней принимали участие 130 компаний, в этом году – 480. Многие из этих компаний не существовали еще 15 лет назад. Особенность выставки SAHA Expo заключается в том, что, кроме известных и крупных компаний, здесь представлены меньшие, которые вы не увидите на выставках такого уровня как IDEF, а также стартапы.

- Что это дает на практике?

- Во-первых, это сотрудничество между компаниями. Как неправительственная организация SAHA Istanbul, мы не принимаем непосредственного участия в проектах, выступаем в роли ускорителя процессов, занимаемся менеджментом. Мы содействуем контактам крупных и малых компаний. Например, у компании ASELSAN тысячи подрядчиков, в ходе таких выставок они проводят около полутысячи встреч В2В. Например, компания Baykar Makina – мы покупаем антенные и треккинговые системы, генераторы, наземные системы и прочее. Это все разные компании. Так вот, на выставке вы можете познакомиться со всеми ними. Это способствует синергии.

ПРОЕКТ AKINCI СТАЛ ПЕРВОЙ ИСТОРИЕЙ УСПЕХА, КОТОРАЯ ПОТЯНУЛА ЗА СОБОЙ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

- Украинские компании, которые принимали участие в выставке, уже высоко оценили возможности этой площадки и достигнутые в ходе выставки договоренности, подписанные контакты. Что вы об этом скажете?

- Если посмотреть на отношения Турции и Украины за последние 5-7 лет, то с каждым годом они становятся более активными и развиваются. У наших президентов очень хорошие отношения, что с топ-уровня отражается на низших уровнях. Много проектов на стадии реализации. В Украине развито производство двигателей, тогда как в Турции реализуются такие проекты, как Akıncı и Fighter Jet. В 2019 году первые БПЛА Bayraktar TB2 были поставлены в Украину. Переговоры длились четыре года и все время я говорил, что этот проект должен быть совместным: у нас есть беспилотники Bayraktar TB2, у вас - двигатели производства «Ивченко-прогресс». Тогда все и началось: мы начали покупать двигатели у «Ивченко-прогресс» и интегрировали их в платформу Akıncı. Это сотрудничество создало значительный потенциал, а также рынок для двигателей «Ивченко-прогресс». И это очень наглядный пример взаимовыгодного сотрудничества. Это история успеха, которая потянула за собой новые проекты. Например, ТАІ (Turkish Aerospace Industries – ред.) покупает двигатели для вертолетов у компании «Мотор Сич», другие турецкие компании покупают ракетные двигатели у «Ивченко-прогресс», существуют также другие договоренности по двигателям. Проект Akıncı в сотрудничестве с «Ивченко-прогресс» стал первой историей успеха, которая потянула за собой все остальные.

У нашей компании большие амбиции относительно беспилотных систем. Мы работаем над беспилотным истребителем и наша цель - осуществить первый полет через два года. Это 6-тонная платформа со скоростью, близкой к звуковой. И мы оснащаем эту платформу украинскими двигателями: AI-322Ф и АІ25ТЛТ, интегрированными для Akıncı в «Ивченко-прогресс» и «Мотор Сич». Также есть альтернатива - новый мощный двигатель «Мотор Сич» МС500. Его мы также интегрируем в Akıncı.

РАЗНЫЕ УКРАИНСКИЕ ДВИГАТЕЛИ БУДУТ ИНТЕГРИРОВАНЫ ПОД РАЗЛИЧНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ AKINCI

- Зачем для Akıncı столько альтернатив по двигателям? Тем более, что каждый из них требует интеграции…

- Мы начали с двигателя АІ450, мощность которого 450 л. с. Akıncı как платформа имеет различные конфигурации. У нас есть версии морского базирования, разведывательная и ударная. Различные конфигурации требуют различных двигателей. Двигатели МС500 и АІ450 будут стоять на разных конфигурациях.

Так же конечному пользователю могут потребоваться разные показатели.

Мы также верим в стратегические отношения Украины и Турции и действуем из расчета на то, что МС500 – это новый двигатель на рынке, а платформа Akıncı известна во всем мире и практически не имеет аналогов, поэтому для двигателя – это хорошая реклама. Это существенное преимущество для двусторонних отношений.

БПЛА AKINCI В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ НАЧНЕМ ЭКСПОРТИРОВАТЬ В ДРУГИЕ СТРАНЫ

- Первые Akıncı уже стали на вооружение ВС Турции. Планируете ли экспортировать эти беспилотники?

- На примере Bayraktar TB2 - из шести лет оперативного использования два последних года мы активно его экспортируем. Мы подписали контракты с 13-ю странами относительно Bayraktar TB2. Наша компания стала «номер один» в мире по количеству стран-экспортеров. Существует высокий запрос на рынке на эти беспилотные смарт-системы. Akıncı был поставлен на вооружение в конце августа этого года. У него высокие летные показатели и автономность. Многие страны заинтересовались, и вы увидите результат в очень короткое время. Мы рассчитываем на экспортные контракты в ближайшее время, но пока не готовы сказать, какие именно это страны и сроки подписания.

- Среди них есть Украина?

- Верю, что Akıncı может стать стратегическим средством и для Украины, что мы увидим его и в украинском небе. Мы фактически готовы к этому. Мы постоянно говорим об Akıncı на наших встречах, поскольку на этой платформе стоит двигатель украинского производства.

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ БПЛА И ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ - БУДЕТ НА 100% ИНВЕСТИЦИЕЙ

- Украинские военные рассчитывают на увеличение количества БПЛА Bayraktar TB2 в вооруженных силах. Также идет речь о предприятии по созданию этих беспилотников на территории Украины. Как продвигается этот проект?

- У нас есть меморандум о взаимопонимании с Министерством обороны Украины, подписанный в присутствии президента Украины Владимира Зеленского. Согласно достигнутым договоренностям, мы построим центр по тестированию, обучению и техническому обслуживанию Bayraktar TB2. В этом центре украинские военные будут проходить подготовку, там будут обслуживать беспилотники. Работы по созданию этого центра продолжаются в направлении подписания контракта. После чего мы очень быстро построим этот центр. Параллельно мы планируем строительство в Украине центра, где будем осуществлять исследования, усовершенствования и производство беспилотных платформ. Этот план также реализуется сейчас – он на повестке дня и мы движемся вперед.

- На каком этапе реализация этого плана?

- Мы определились с земельным участком. Реализация и центра, и предприятия будет полностью обеспечена за счет компании Baykar. И это будет 100-процентная инвестиция. Землю под этот проект мы уже приобрели и движемся дальше.

УКРАИНА ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ BAYRAKTAR TB2, КАК СЧИТАЕТ НУЖНЫМ

- В конце октября этого года Bayraktar TB2 были впервые применены ВС Украины в боевых условиях. Как вы оцениваете это?

- Для практического применения Bayraktar TB2 мы тренировали конечных пользователей: пилотов, операторов, техников по электронике и механической части, руководителей миссии. Это интенсивная и длительная подготовка, которая занимает четыре месяца. После того как мы передаем системы конечному пользователю, они полностью в его пользовании, а все действия по летному использованию и обслуживанию проводятся им самостоятельно. Мы можем помочь с технической частью, со всем, что касается технической поддержки. Была проведена интенсивная подготовка, а все, что касается оперативного использования, – это исключительное и независимое право пользователя. Мы провели эффективную подготовку с украинскими военными, и системы – полностью под их контролем и использованием.

Контракт относительно поставок Bayraktar TB2 - это соглашение между двумя суверенными и независимыми государствами. Это стратегический уровень отношений в военно-технической сфере. После того как Bayraktar TB2 были поставлены Украине, они стали их собственностью. Эти системы полностью под ее контролем, и Украина имеет полное право использовать Bayraktar TB2 так, как считает нужным. Название Bayraktar - это только название системы, которое не указывает на владельца.

ИМПОРТНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ НА BAYRAKTAR TB2 БЫЛИ ЗАМЕНЕНЫ ТУРЕЦКИМИ АНАЛОГАМИ

- Зависит ли производство Bayraktar TB2 от комплектующих иностранного производства?

- Мы использовали канадскую электронно-оптическую систему. После войны в Карабахе снабжение было прекращено. После чего мы интегрировали систему CATS турецкой компании ASELSAN. Bayraktar TB2 постоянно совершенствуется. Ежедневно мы занимаемся улучшением программного и аппаратного обеспечения и разрабатываем новые технологии. Это динамический процесс. Например, когда мы начинали проект Bayraktar TB2, использовали покрышки иностранного производства, но со временем мы нашли лучшие турецкого производства. В начале пропеллеры были иностранного производства, впоследствии перешли на отечественные. С самого начала вся электроника по контролю за полетом, все основные элементы были турецкими, среди меньших были импортные, но со временем мы заменили их лучшими турецкими аналогами. В системе Bayraktar TB2 16 тысяч различных компонентов.

СОЗДАНИЕ БПЛА-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ С УКРАИНСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ - ПУТЬ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ И НОВЫМ ЗАКАЗАМ

- Расскажите, пожалуйста, более подробно о программе создания боевого реактивного беспилотника (MIUS-Muharip Insansız Uçak Sistemi), на котором будут установлены двигатели украинского производства.

- Программа создания беспилотных истребителей – это проект стратегического уровня. У нас большие амбиции относительно нее. Эту систему можно будет использовать с десантных кораблей-доков "Anadolu". Благодаря Akıncı мы имеем огромный опыт работы с авионикой и системой управления полетом, значительный летный опыт и высокие интеграционные возможности. Мы будем применять этот опыт, работая с турбореактивными двигателями АІ-322Ф и АІ25ТЛТ производства «Ивченко-прогресс» и «Мотор Сич». Этот боевой реактивный беспилотник будет способен летать со скоростью, близкой к звуковой. Результатом этого тесного сотрудничества прежде всего будет успешный и высококлассный стратегический продукт. Это также откроет двери для дальнейшего сотрудничества и новых заказов. В таких проектах подходы не могут быть односторонними, только тесное сотрудничество позволит успешно интегрировать двигатели для этой платформы.

Если посмотреть на индустрию производства двигателей, Турция уже инвестирует в эти технологии. У нас есть дизельный двигатель ТAІ, компания работает над двигателем для штурмовых вертолетов. У Украины уже много достижений в этой индустрии. Думаю, что в сфере двигательных технологий у Украины и Турции большой потенциал для сотрудничества. Вопрос лишь в организации и реализации с подходом «победа-победа». Мое личное мнение заключается в том, что пришло время выводить наши стратегические отношения в этой сфере на еще более высокий уровень. Мы должны создавать ту модель сотрудничества, которая позволит реализацию совместных проектов по разработке. Сейчас мы на уровне: у вас есть технологии, мы их интегрируем; у нас есть технологии, вы их используете. Мое видение заключается в том, что у нас достаточно человеческого ресурса, накопленных знаний и опыта для совместного создания чего-то нового. Мы имеем для этого и поддержку, и все предпосылки. Это будет взаимовыгодное сотрудничество.

- Планирует ли компания Baykar развиваться в направлении космических технологий?

- Baykar Makina – это молодая компания, которая очень динамично развивается. Сегодня у нас 1,7 тысячи работников, половина из них – это инженеры. Средний возраст работников - 30 лет. Сфера нашей деятельности – это беспилотные и смарт-системы. Мировая тенденция такова, что невозможно охватить все. Вы можете специализироваться и быть лучшими в определенной сфере. Мы стараемся быть лучшими в беспилотных технологиях. Космические технологии, бесспорно, очень интересная сфера. Турция создала собственное космическое агентство и имеет дорожную карту развития для космической отрасли с привлечением производителей и технологических компаний. Нашей сферой деятельности остаются беспилотные технологии, которые тоже очень динамично развиваются.

Ольга Будник, Стамбул-Анкара

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-