Авиакатастрофа под Тегераном: Наша цель – установление справедливости, а не унижение Ирана

Авиакатастрофа под Тегераном: Наша цель – установление справедливости, а не унижение Ирана

Укринформ
Первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова - о ходе переговоров относительно расследования обстоятельств авиакатастрофы

8 января прошло два года со дня гибели в Иране украинского самолета Boeing 737-800 со 176 людьми на борту. Гражданский авиалайнер, принадлежащий авиакомпании «Международные авиалинии Украины», 8 января 2020 года был сбит ракетами, выпущенными иранскими военными Корпуса стражей Исламской революции.

Украина и Международная группа по координации помощи жертвам рейса МАУ PS752, в состав которой входят министры иностранных дел Канады, Швеции, Украины и Соединенного Королевства, в течение двух лет вели непростые переговоры с иранской стороной относительно расследования причин катастрофы, квалификации действий виновных в ней лиц, их наказания, а также выплаты компенсаций пострадавшим и Украине. 8 января 2022 года иранской стороной были обнародованы фамилии причастных к сбитию самолета военнослужащих нижних звеньев Корпуса стражей Исламской революции (IRGC), которым инкриминируется служебная халатность, неосторожность и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Впрочем, в то же время официальный Иран заявил Канаде, Швеции, Украине и Британии, что отказывается вести дальнейшие переговоры относительно катастрофы украинского самолета.

Фото: АА

Своими заметками о том, чего удалось добиться Украине и Международной группе по координации помощи жертвам рейса МАУ PS752, как шли переговоры с иранской стороной, об их достижениях и сложностях, с Укринформом поделилась первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова.

Еміне Джапарова
Эмине Джапарова

ТРИ РАУНДА ИЗНУРИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

Если сегодня, через 2 года после катастрофы, оценивать работу украинской стороны, деятельность Международной группы по координации помощи жертвам рейса МАУ PS752 в целом, подвести итоги, а много ли нам удалось за это время достичь, отвечу: на мой взгляд – немало, но значительно меньше, чем хотелось бы.

В частности, было проведено три раунда двусторонних межгосударственных переговоров между Украиной и Ираном – непростых и изнурительных, – как с точки зрения международного права, так и с точки зрения морали. 

Есть ряд вопросов, которые касаются исключительно Украины и Ирана, и именно это было предметом двусторонних переговоров. В частности, речь идет о техническом расследовании авиакатастрофы в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года (так называемой Чикагской конвенцией). Кроме того, Украина является единственным государством, наряду с Ираном, которое открыло уголовное производство относительно сбития самолета. Здесь в действие вступают как двусторонний Договор о правовых отношениях и правовой помощи в гражданских и уголовных делах 2004 года, так и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года (так называемая Монреальская конвенция).

Все упомянутые конвенции наделяют Украину широкими правами по расследованию авиационных аспектов катастрофы и возлагают на Иран обязанность оказывать максимальное содействие Украине в уголовном расследовании.

Фото: АА
Фото: АА

В то же время этот переговорный процесс выявил существенные расхождения между позициями сторон. Мы не нашли ответов на ряд вопросов как относительно конкретных обстоятельств сбития самолета, так и относительно норм международного права, которыми должны руководствоваться государства в этой ситуации. Более того, уровень сотрудничества правоохранительных органов с самого начала был неудовлетворительным.

На параллельном треке страны, пострадавшие от этой катастрофы, объединили свои усилия в Координационную группу. Такая потребность обосновывается необходимостью привлечь к участию в переговорах полномочных представителей всех без исключения стран, граждане которых были на борту самолета. Это призвано обеспечить равный подход относительно возмещения нанесенного ущерба всем семьям погибших, независимо от их гражданства.

К сожалению, несмотря на неоднократные обращения провести переговоры в многостороннем формате с участием Украины, Канады, Швеции и Великобритании, Иран не считает это приемлемым для себя. Очевидно, у Координационной группы нет другого пути, чем использовать другие инструменты и процедуры для решения этой ситуации.

Фото: АА
Фото: АА

Сегодня мы находимся на правильном пути, направленном на установление всех обстоятельств сбития нашего самолета, наказания виновных, признания Ираном своей международно-правовой ответственности и выплаты надлежащей компенсации всем пострадавшим сторонам. Древние римляне говорили: quidquid latet apparebit nil inultum remanebit, – как бы ни искажалась истина, ничто не останется безнаказанным.

МНОГОСТОРОННИЙ ФОРМАТ ИРАН СЧИТАЕТ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ СЕБЯ

Если же оценивать ситуацию по каждому из трех треков, по которым продвигается дело о катастрофе Боинга, то отмечу следующее.

На треке технического расследования в феврале 2021 года был опубликован финальный отчет Ирана по результатам авиационного расследования обстоятельств сбития. Проект этого документа, среди прочего, активно обсуждался во время наших двусторонних встреч.

В частности, на рассмотрение Украине был представлен проект Финального отчета, к которому мы приложили около 90 страниц комментариев и замечаний, которые сводились к необходимости продолжить расследование и установить все без исключения обстоятельства. Иран в свою очередь учел лишь несколько незначительных замечаний, как, например, изменил написание «Kiev» на «Kyiv».

Фото: АА
Фото: АА

Если резюмировать содержание Финального отчета, то Иран приходит к выводу, что сбитие украинского самолета произошло в результате «человеческой ошибки», и не рассматривает какие-либо другие версии. Для нас это абсолютно неприемлемо.

Изложенное стало поводом для публичной критики отчета Украиной и Канадой, поскольку он не содержит ни анализа цепи событий, которая привела к так называемой «ошибке», ни указания на способы предотвращения подобных «ошибок» в будущем. 

Чикагская конвенция устанавливает, что техническое расследование, кроме установления обстоятельств катастрофы, имеет вполне понятную превентивную цель — ни при каких обстоятельствах не допустить подобного в будущем. С учетом изложенного, считаем критику Финального отчета конструктивной, а сам отчет – таким, который не соответствует требованиям Чикагской конвенции. На данный момент Координационной группой рассматривается целесообразность постановки вопроса несоответствия Финального отчета требованиям Чикагской конвенции в рамках механизмов Международной организации гражданской авиации (ІСАО). Весь цивилизованный мир должен быть заинтересован в том, чтобы подобная трагедия не повторилась.

Теперь что касается второго трека - уголовного расследования. Здесь, конечно, у Ирана больше возможностей, чем у Украины. Поскольку любое расследование заключается в сборе доказательств, на основании которых устанавливаются юридически значимые обстоятельства, то такие доказательства находятся у Ирана, на территории которого произошла катастрофа.

Несмотря на это, Украина, как уже отмечалось, проводит собственное расследование в рамках уголовного производства. В таком расследовании Иран обязан оказывать Украине правовую помощь на основании как вышеупомянутого договора о правовой помощи, так и Монреальской конвенции. Между тем Иран постоянно ссылается на закрытость запрашиваемой информации в связи с принадлежностью ее к военной тайне.

На последнем раунде переговоров в июне 2021 года Иран вообще сообщил о передаче в суд дел в отношении десяти лиц, виновных в действиях, которые заслуживают наказания и, вероятно, привели к сбитию самолета. При этом иранская сторона официально не раскрыла ни имен, ни должностей, ни сути обвинений. А это дальнейшие двусторонние переговоры по вопросам правового сотрудничества вообще лишило какого-либо дальнейшего смысла.

Такие действия Ирана рассматриваются нами, а также другими странами Координационной группы, как нарушение обязательств в соответствии с Чикагской и Монреальской конвенциями. Собственно, это и определяет нашу логику действий на международно-правовом треке. Однако, как я уже отмечала, по состоянию на сегодня Иран считает многосторонний формат переговоров неприемлемым для себя. Следовательно, дальнейшие международно-правовые шаги согласовываются четверкой стран в рамках механизмов, предусмотренных обеими конвенциями. В случае необходимости мы готовы обращаться в Международный суд ООН. Однако надеемся, что Иран изменит свою позицию на более конструктивную.

КОМПЕНСАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРЕДЛАГАЕТ ИРАН, - ЭТО ВВЕДЕНИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ МИРОВОГО ОБЩЕСТВА 

Теперь насчет компенсаций. Координационная группа с самого начала заявила, что будет обсуждать вопрос компенсаций в многостороннем формате в целях обеспечения равного подхода ко всем жертвам катастрофы, независимо от их гражданства. Об этом мы постоянно напоминали Ирану и во время каждого из трех двусторонних раундов.

Мы считаем, что Иран воспринимает вопрос выплаты компенсаций как завершающий шаг, который необходимо сделать для перелистывания последней страницы этой истории. Для этого Иран пытается создать обстоятельства, при которых он сможет сказать, что все требования, которые возлагаются на него международным правом, выполнены: Финальный отчет опубликован, уголовное расследование проведено, компенсации семьям предложены. Все, дело закрыто, поехали дальше.

Фото: АА
Фото: АА

Учитывая это, Координационной группе приходится постоянно напоминать, что к Финальному отчету было 90 страниц неучтенных замечаний, уголовное расследование было непрозрачным, что наталкивает на вывод, что 10 неизвестных нам лиц назначили козлами отпущения, а компенсации, которые Иран предлагает семьям погибших, являются введением в заблуждение мирового сообщества. Именно на этом аспекте компенсаций я остановлюсь подробнее.

В январе 2021 года Правительством Ирана в одностороннем порядке было принято решение осуществить так называемые ex gratia (то есть, без признания юридической ответственности, буквально – по доброй воле) выплаты семьям погибших в авиакатастрофе в размере 150 тыс. долл. США. Иранская сторона обратилась к некоторым странам Координационной группы, в том числе к нам, с просьбой уведомить семьи об этом решении. Мы эту просьбу безотлагательно удовлетворили, сообщив в то же время, что нам не известна ни дальнейшая процедура, ни то, какие документы необходимо подавать, ни как действовать в случае, если сумма компенсации не удовлетворяет. Решение брать эти деньги или нет – оставалось за семьями, и мы никак на него не влияли и не будем влиять.

Такая позиция государства связана с тем, что Иран несет международно-правовую ответственность за сбитие самолета именно перед странами Координационной группы, а не перед семьями. Действительно, по результатам ряда предыдущих авиакатастроф – суммы компенсаций в конце концов получали семьи. Однако первичные выплаты осуществлялись именно пострадавшим странам. И именно пострадавшие страны в переговорном процессе урегулировали все необходимые вопросы: начиная от того, куда обращаться, какие документы необходимо подавать, и на какую сумму та или иная семья может рассчитывать. То есть все вопросы, направленные на облегчение дальнейшей жизни пострадавших семей, решались заранее. В этом нет ничего нового, таковы требования международного права, именно в таком ключе решались подобные инциденты в прошлом.

В этом же случае мы видим, что Иран применяет любые доступные ему способы, в том числе угрозы семьям, которые отказываются от предлагаемых денег, ради того, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать мировому сообществу свою законопослушность, а с другой – обвинить Координационную группу в якобы «политизации» переговорного процесса.

Кроме того, выплата компенсаций семьям погибших хоть и является необходимым шагом, но не может стать единственной мерой ответственности Ирана. В противном случае, будет казаться, что стоимость человеческой жизни имеет четкое денежное выражение, и может стать заранее определенной суммой так называемого «отступного» для последующих катастроф. Это недопустимо для цивилизованного мира. 

Поэтому семьи жертв могут попытаться получить ex gratia выплаты в размере 150 тыс. долл. США в любой момент. Что касается компенсаций, которые Иран должен государству Украина, - это зависит от развития событий на международно-правовом треке.

НАША ЦЕЛЬ - УСТАНОВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

В целом, согласно заявлению Министерства иностранных дел Исламской Республики Иран, обнародованному накануне второй годовщины трагической авиакатастрофы украинского самолета 7 января э. г., Иран заявил об отказе вести переговорный процесс в многостороннем формате, ссылаясь на "политизацию" вопроса некоторыми странами Группы. Вместе с тем Иран выразил готовность вести переговоры с некоторыми причастными странами в двустороннем формате. Мы считаем, что такой шаг направлен на разрушение единства внутри Координационной группы. Нам известен принцип, согласно которому слона нужно есть по частям. Именно поэтому во время личных и виртуальных встреч на самом высоком уровне одним из первых звучит заявление о непоколебимом единстве внутри Координационной группы.

Мы убеждены, что если Иран согласится вести переговоры с Координационной группой, мы сможем достичь необходимого консенсуса и действительно перевернуть эту страницу.

Фото: АА
Фото: АА

Нашей целью не является унижение Ирана или выдвижение неадекватных требований. Наша цель – установление справедливости, в том числе – справедливого размера компенсации. Это обязанность правительств всех стран Координационной группы перед семьями погибших в этой страшной катастрофе, и мы решительно пройдем этот путь до конца.

СПОР МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДОЛЖЕН В МЕЖДУНАРОДНОМ СУДЕ 

Впрочем, учитывая отказ Ирана от переговоров в многостороннем формате, пострадавшими странами было принято решение прибегнуть к другим способам привлечения Ирана к международно-правовой ответственности и обеспечению возмещения нанесенного ущерба.

В частности, статья 84 упоминавшейся выше Чикагской конвенции предусматривает такой механизм разрешения споров, при котором любое расхождение относительно толкования или применения Конвенции между договаривающимися странами, которое не решено путем переговоров, будет решаться Советом ІСАО.

В свою очередь, статья 14 упоминавшейся выше Монреальской Конвенции предусматривает такой механизм разрешения споров, при котором любой спор между двумя или более Договаривающимися странами относительно толкования или применения настоящей Конвенции, не урегулированный путем переговоров, по просьбе одной из сторон может быть передан в арбитраж. Если в течение шести месяцев от даты обращения Стороны не пришли к согласию в вопросе организации арбитража, по просьбе любой из Сторон спор может быть передан в Международный суд.

Упомянутые положения конвенций являются нашим указателем, который требует разработки конкретного плана дипломатических и юридических действий. Именно на согласовании такого плана действий сосредоточена работа Координационной группы по состоянию на сегодня.

Несмотря на то, что рассмотрение спорных вопросов в международных судебных инстанциях является длительным процессом, его тщательная и обдуманная подготовка является залогом достижения того правового результата, на который сегодня нацелен каждый привлеченный к этому из огромной команды украинских и иностранных специалистов.

Сколько бы времени это ни заняло, никто не будет забыт и никто не останется наедине со своим горем.

Эмине Джапарова, первый заместитель министра иностранных дел Украины

Специально для Укринформа

Первое фото АА

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-