Скандал вокруг «Дождя» в Латвии: «нет войне» не избавляет от российских имперских комплексов

Скандал вокруг «Дождя» в Латвии: «нет войне» не избавляет от российских имперских комплексов

Укринформ
Известный режиссер Алвис Херманис порекомендовал телеканалу переехать в нейтральную в отношении войны страну, например, Монголию

После принятия в россии в марте законов об уголовном преследовании за «фейки» и «дискредитацию» российских вооруженных сил, в Латвию переехало много российских СМИ, сотни журналистов с семьями. И вот случился первый заметный скандал, связанный с этим. Разгорелся он вокруг телеканала «Дождь». Замечательный – и, может быть, великий – театральный режиссер Алвис Херманис очень жестко отозвался об одной из программ «Дождя» с ведущей Екатериной Котрикадзе. Он заявил, что с подходом, продемонстрированным в ней, этот телеканал может угрожать национальной безопасности Латвии.

Алвис Херманис
Алвис Херманис

Разгореться скандалу не дали, он был притушен. Но сделать вид, что его не было, уже не получится. Да и не нужно! К тому же, в этой неоднозначной истории есть много важного для Украины.

КОНТЕКСТ: МЕДИА-ЭМИГРАЦИЯ, ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ И БОЛЬШОЙ РЕЖИССЕР

За последние месяцы в Латвии были выданы 247 виз медийным работникам и еще 206 виз членам их семей. Среди самых известных переехавших СМИ – «Новая газета» (в Риге произошел ее ребрендинг под названием «Новая газета. Европа»), русская редакция «Радио Свобода», московские корпункты BBC, Deutsche Welle, телеканал «Дождь». Почему они переехали именно в Ригу? Не в последнюю очередь потому, что здесь хорошо себя чувствует и активно работает новостной портал «Медуза» (создан в 2014 году бывшими журналистами и редактором, изгнанными из издания Лента.ру).

«Дождь» объявил о прекращении вещания 3 марта. После чего большая часть его работников выехала из россии. Информация о налаживании вещания именно в Риге шла противоречивая, видимо, переговоры были непростыми. Но все же наново «Дождь» начал моросить именно здесь, с 18 июля. Также появлялась информацию, что студии канала будут еще в Грузии, Нидерландах и Франции (планируется, что полноценное вещание начнется осенью).

Несколько слов о Екатерине Котрикадзе. Она с 2020 года руководит информационной службой «Дождя», также ведет на нем программу «Котрикадзе иностранных дел». Ее муж Тихон Дзядко – главный редактор «Дождя». Но в должностях Екатерины на телеканале – это не главное. Котрикадзе – опытная и сильная журналистка (в 2012-2020 годах была шефом информслужы «эмигрантского» российского телеканала RTVi).

Еще один важный акцент – 5 августа МИД Латвии приостановил широкую выдачу виз по гуманитарным мотивам, это касалось, в частности, и медийных работников. При этом латвийская Служба госбезопасности (VDD) дала объяснения, что видит риски в переезде в страну такого большого количества российских журналистов.

Уже 7 августа представительница российского МИДа, знатная фейкометша Мария Захарова написала в ТГ-канале, что сотрудники «Дождя», якобы, прошли собеседование в VDD (некоторые, вроде бы, до пяти-шести часов) и подписали «бумаги о сотрудничестве». Главред Тихон Дзядко оперативно опроверг эту «информацию».

Алвис Херманис – выдающийся театральный режиссер, руководитель Нового Рижского театра (Jaunais Rigas teatris, JRT), известный своей принципиальной позицией по поводу российской агрессии.

Так после поездки в Мариуполь Евгения Миронова (с которым Херманис ранее работал в качества режиссера) Алвис сказал, что для него больше нет такого артиста и человека. При этом Херманис поддерживает тех россиян, которые после 24 февраля выразили протест против войны и выехали из россии. Так он принял в JRT режиссера Дмитрия Крымова и актрису Чулпан Хаматову. Причем уже успел поставить с Хаматовой моноспектакль Post Scriptum, осуждающий развязанную войну и русский милитаризм в целом.

Херманис – один из моральных авторитетов в Латвии. Его посты в Фейсбуке часто привлекают внимание. При этом режиссер формулирует свое мнение прямо, остро, временами – жестко. Так 18 июня он опубликовал открытое письмо руководству страны с просьбой пояснить, как действовать латвийцам в случае военного нападения страну. Несколько дней спустя латвийское Минобороны и вправду ответило режиссеру (и обществу).

Так что в новых острых постах Херманиса в Фейсбуке нет чего-то принципиально нового. Он таков: требователен – как профессионал, как личность, как гражданин.

ЛАТВИЙСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ ПРОТИВ ИМПЕРСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Итак, во вторник, 9 августа, вышел очередной, почти двухчасовой выпуск «Котрикадзе иностранных дел». Его главной «фишкой» было 11-минутное интервью с мэром Риги Мартиньшем Стакисом, а главной темой этого разговора – снос памятника «освободителям Риги». То, как журналистка провела беседу, в Латвии не понравилось многим, но если бы не предельно заостренный пост Херманиса, это, возможно, не вызвало бы такой бурной реакции.

Вот что написал латвийский режиссер:

«Сегодня для меня развеялась еще одна иллюзия. Месяц назад меня тоже порадовало, что tv.rain (российский ютуб канал «Дождь») переехал в Латвию. Всем рекомендую посмотреть сегодняшнее интервью, где их журналист Котрикадзе беседует с мэром Риги. Это уже не журналистика, а жесткая политическая манипуляция, которая абсолютно не в интересах Латвии. Я уже не говорю об элементарной вежливости по отношению к стране, приютившей их. Это уже очень опасно. Создается впечатление, что их цель – разрушить нашу страну изнутри. Возможно, они делают это неосознанно и это тот же старый русский шовинизм. Но это не меняет результат. Я настоятельно рекомендую латвийским органам безопасности отменить все разрешения на их работу и право оставаться здесь. И чем раньше, тем лучше».

Вот так – не больше и не меньше. Спорить с автором этого текста бросились многие, в том числе из числа российских оппозиционеров, некоторые обвинили режиссера в «доносе». Но многие Херманиса поддержали.

10 августа его пригласили в эфир «Дождя». Однако режиссер отказался выйти на связь, обосновав это тем, что считает данный телеканал «пропагандистским». С политической частью аргументации Херманиса во многом можно спорить. Но стоит прислушаться к тому, в чем он как режиссер чуток – к расставлению акцентов: «Еще меня смущает их тон и интонация – как будто к нам пришел аудитор, перед которым мы должны сейчас отчитываться и оправдываться. Например, с начала войны в Латвию прибыло около 30 000 украинских беженцев, и никто из них не подумал начать нас учить или давать советы. С таким отношением tv.rain уже потеряли уважение такой большой части нашего общества, что трудно представить, что еще что-то можно сохранить».

Из другого поста стало понятно, что недовольство Херманиса начало созревать не сейчас, а двумя неделями ранее: «Главный редактор «Дождя» (Тихон Дзядко, – ред.) рассказал журналу IR, что их миссия – остановить войну. Путинский министр иностранных дел Лавров постоянно повторяет эти слова. Но вместе с Украиной у нас совершенно другие цели: разнести Россию в пух и прах – чтобы она сидела в своих границах, не беспокоила других своими больными идеями и, наконец, оставила нас в покое» (интервью было опубликовано 28 июля).

В одном из комментариев к своим постам Алвис отметил, что раньше не вполне понимал, почему трансляция «Дождя» была запрещена в Украине, но теперь осознал это. (Кстати, в упомянутом выше интервью латвийский еженедельник IR пояснил латвийцам, что в 2017 году телеканал проводил границу между «материковой» Украиной и оккупированным Крымом, после чего его блокировка в Украине была неизбежной).

УКРАИНА ЭТО УЖЕ ПРОХОДИИЛА. СИТУАЦИЯ В РАЗВИТИИ

Не правда ли, мнение и удивления, описанные Херманисом, могут показаться украинцам очень знакомыми. Ведь у нас тоже было несколько скандалов, связанных с российскими «либеральными журналистами», приехавшими к нам после 2014 года. Тогда тоже неприятно удивляли «тон и интонация» – этакого столичного «аудитора, перед которым мы должны сейчас отчитываться и оправдываться». Но у нас привыкли определять этот феномен знаменитой фразой «Русский либерал кончается там, где начинается Украина». Херманис же дал более общую формулировку: «Я понимаю, что tv.rain антипутинский, но теперь мы также наконец-то узнали и поняли, что это не устраняет автоматически имперских комплексов и русского шовинизма».

Самую суть, ядро проблемы Алвис определил в целом верно. Но все же со своей режиссерской привычкой заострять конфликт, слишком уж гиперболизировал имеющуюся картину. Она же в действительности несколько тоньше.

Если посмотреть критикуемую программу Котрикадзе, то можно убедиться в том, что она работает в рамках журналистской этики и реально на позиции русского шовинизма не становится. () С другой стороны, то как возбужденно-напористо, будто не слыша аргументов рижского мэра, она вновь и вновь возвращается к теме «неправильности» сноса «памятника освободителям» у меня тоже вызвало внутренний протест. Зачем эта нервная настойчивость, если мэр от вопросов не уходил, а каждый раз отвечал прямо. Даже чисто журналистски такая ажитация не была Котрикадзе в плюс, поскольку в какой-то момент, отбив очередной ее наскок, Стакис обратился к ней же с вопросительной интонацией. И ей, в патовой ситуации, не было что ответить. Отчего же так получилось? Тут, видимо, сказалась еще и реплика Захаровой. Похоже, наскоками на Стакиса Котрикадзе особенно хотелось доказать, что «дождевые» журналисты никаких договоров о сотрудничестве не подписывали.

Позже, 11 августа, Стакиса позвали на русскоязычное Латвийское Радио 4. Там с ним говорили на многие темы. Однако началась беседа с его интервью на «Дожде». И Стакис твердо встал на сторону телеканала, заявив, что поступают «нечестно» те, кто нападают на «Дождь» за этот эфир: что поделать, такова его работа как политика – отвечать на неудобные вопросы. Подобная позиция рижского мэра понятна и оправданна. Он в том разговоре выглядел очень убедительно, когда спокойно и аргументированно отбивал наскоки интервьюера. С другой стороны, как пояснил Стакис, благодаря большой аудитории «Дождя» его позиция стала известна очень многим и сразу.

«Котрикадзе иностранных дел»
«Котрикадзе иностранных дел»

ССОРА ВОКРУГ ТЕЛЕКАНАЛА КАК ФИКСАЦИЯ ПОЗИТИВНЫХ ПЕРЕМЕН

Какая же ситуация получилась в итоге? В духе восточной философии (помните знаменитый символ – двух змей, кусающих друг друга за хвост) и настолько взвешенная, что кажется, будто она не сама возникла, а прописана каким-нибудь буддистским монахом. И вправду – Котрикадзе кусала Стакиса, Херманис уел Котрикадзе, Стакис куснул Херманиса.

При этом получившаяся картинка совсем не похожа на местечковые разборки по мелкому поводу. На ее примере можно делать обобщения и выводы. Причем, меняя оптику, – как в узком смысле, так и в широком.

Если говорить о сугубо балтийском акценте и Латвии, как стране одновременно и полноценно восточноевропейской, члене НАТО, ЕС, и все же постсоветской (аппетитной для кремлевских имперцев), то можно увидеть огромные перемены. Еще в начале года мы обсуждали, как ограничить здесь российскую пропаганду, что делать с монструозным советским мемориалом в центре Риги. Теперь повестка дня изменилась в корне!

Мы обсуждаем лишь рецидивы российской риторики, лишь имперские комплексы либерального в целом телеканала. Попутно отметим, как обозначено интервью Стакиса в ютуб-расшифровке того эфира – «Про снос памятника “освободителям Риги”». «Освободителем Риги» – в кавычках! И всё, точка – нет больше обсуждения, была ли Красная Армия тут оккупантом. Также как нечто естественное теперь воспринимается наличие в центре центра латвийской столицы Музея оккупации. Мер Стакис спокойно, харизматично, с уверенностью в себе, своих силах и электоральной поддержке говорит о том, что данный памятник будет демонтирован.

С другой стороны, понятно, что в Риге, Латвии остались люди, привыкшие к кремлевской пропаганде. Самые настойчивые из них будут ставить VPN, спутниковые тарелки, чтобы не соскакивать с героино-героической «останкинской телеиглы». Но все же – в массе – новой точкой сборки для них может и должен стать «Дождь», а не «Россия-1», «Первый канал» и НТВ. И это большой плюс! Для того же Стакиса – в ответственности которого нынче проведение демонтажа советского монстра в максимально спокойной и бесконфликтной обстановке.

Теперь о работе русскоязычного эмигрантско-либерального «Дождя» (что и для нас очень важно – в условиях отражения российской агрессии) поговорим более обобщенно… Херманис – большой режиссер, который привык работать с большими актерами. Кажется, в данной ситуации он применил известный режиссерский прием – сбивания спеси со звезд. Почему это нужно и полезно?

Российские либеральные медиа в путинской россии имели особые условия деятельности – они были прорежены властью и подконтрольны ей. Поэтому оказывались очень ограниченным, замкнутым, «тусовочным» кругом, который, с одной стороны, имел широкую аудиторию, а с другой – работал при отсутствии настоящей конкуренции. То есть, все, что они производили, было уже хорошо, а может, гениально, по определению – «за смелость!».

Одновременно у этих журналистов вырабатывался устойчивый навык работы в узком пространстве между Сциллой журналистской этики и Харибдой репрессивных законов рф. Эта привычка въелась в них и сейчас глубоко сидит. Потому и смотрится несколько странно, когда они, работая в эмиграции, пользуются той же риторикой, что была в тотально подконтрольной россии. (В этом смысле показательно общение Котрикадзе в том же эфире с советником главы ОПУ Михаилом Подоляком, когда тот начинает наступательно переставлять акценты, называя вещи своими именами: российские оккупационные администрации, а не так называемые главы чего-то там; грабеж и захват, а не какие-то там референдумы).

Кроме того, люди, долго жившие и работавшие в москве, в лоне «великой русской культуры», часто не имеют прививок региональности, уважения к меньшим по объему, однако имеющим свои большие достижения неимперским культурам. И им по определению, увы, свойственно преувеличенное мнение о значении в мире всего русского. К тому же, это часто дополняется особым столичным московским снобизмом.

ГДЕ ПРОЛЬЕТСЯ «ДОЖДЬ» – В ЛАТВИИ И ГРУЗИИ ИЛИ ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ

И еще. «Дождь» пока что только перезапускается в новых, эмигрантских условиях. Первой стартовой площадкой стала Рига. Далее, как мы помним, проект должен развернуться осенью, в том числе со студиями в Грузии, Нидерландах и Франции. Но если уж речь зашла о географии его работы, то тоже к месту будет процитировать соответствующий кусок из Херманиса: «Если позиция tv.rain по стольким вопросам противоречит интересам Латвии и, главное, интересам Украины, то ничего не остается, как уйти. Я рекомендую выбрать нейтральную страну, которая не участвует в этой войне. Монголия, например, интересное государство».

Здесь тоже всё режиссерски гиперболизировано и гротескно. Но в сути, в ядре проблема поставлена правильно. Где и как в будущем, в новых условиях стремительно дичающей путинской россии, сможет полноценно работать либеральный «Дождь»? Здесь многое зависит от того, как сами его сотрудники воспримут первый большой скандал. Если они, не теряя ощущения внутренней творческой свободы, сумеют глубже понять специфику и боль постимперских стран, культур, уставших от доминирования метрополии, то смогут продуктивно работать в них. Если же нет – то конфликты с местными интеллектуалами и местной идентичностью станут частыми и все более дискомфортными для обеих стороны. Тогда, со временем, из Латвии и Грузии им действительно придется уйти.

Но куда? Не в нейтральную Монголию, конечно. Но вот названные уже Нидерланды и Франция будут для «Дождя», не сумевшего преобразоваться, вполне комфортными. Эти страны свое имперское колониальное прошлое сами глубоко переосмыслили. Но россию, как недораспавшуюся колониальную империю, они не воспринимают. Находясь далеко от границ рф и не имея опыта нескольковекового нахождения под властью Москвы/Петербурга, они не будут, да и не смогут улавливать неприятные тонкости имперского «тона и интонации». Для голландцев и французов журналисты «Дождя» станут лишь честными, гонимыми, самоотверженными русскими, которые несут миру бескомпромиссную правду о путинской россии.

И это, кстати, тоже было бы очень полезно для всех, в том числе для Украины. Если бы, расширяясь в Европе и мире, «Дождь» вытеснял российскую пропаганду, в том числе телевизионную, занимал ее место (подобно тому, как это сейчас происходит в Латвии). Ведь имеющиеся недостатки данного телеканала – это такие мелочи по сравнению с тотальной и тоталитарной мерзостью, истекающей из какого-нибудь Russia Today. Ведь журналистская семейная пара Дзядко-Котрикадзе – это же просто ангелы небесные по сравнению с парой Симоньян-Кеосаян.

Так что в широком смысле ситуация с «Дождем» оптимистическая – при всех имеющихся локальных спорах и ссорах вокруг него.

Олег Кудрин, Рига

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-