Город не для всех: почему по Киеву передвигаться труднее, чем по Берлину

Город не для всех: почему по Киеву передвигаться труднее, чем по Берлину

Качество жизни
Укринформ
Чтобы Киев стал более комфортным, нужно «закопать» подземные переходы и разрушить непреодолимые для колясок бордюры

В Берлине в конце января приняли закон для пешеходов, посвященный улучшению жизни маломобильных групп населения. Для удобства передвижения людей с инвалидностью установят бордюрные съезды и полностью заменят обычные светофоры на звуковые с вибрационными кнопками, увеличат продолжительность горения зеленого света на переходах, сообщает Deutsche Welle.

Еще одна из поставленных законом задач – расширение общественных пространств для отдыха. В Берлине увеличат количество зеленых зон, детских игровых площадок и пешеходных улиц. Позаботятся о комфорте детей и взрослых, здоровых и ограниченных в возможностях горожан.

Рука тянется искать подобные изменения в Украине, но случаются разве что новости о новых запретах и штрафах. Можно ли назвать столицу Украины инклюзивной, комфортной для жизни, и что необходимо менять в городе уже сейчас, рассказали эксперты – председатель Совета по урбанистике Киева Виталий Селик, координатор проекта городских исследований ЛУН Город Анна Денисенко и активисты инициативы «Доступно.UA», которая занимается мониторингом доступности украинских городов.

Фото:
Фото: Доступно.UA

ПОЧЕМУ У НАС НЕ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ?

Термин «инклюзивность» у многих ассоциируется с инвалидностью, хотя к людям с ограниченными возможностями относится и пожилая соседка, и мама с детской коляской, и 14-летняя танцовщица после серьезной травмы колена. Нам кажется, что проблемы высоких бордюров и отсутствия пандусов – не о нас, но на самом деле инклюзивность благоустройства города улучшит жизнь всем.

Сегодня с барьерами в архитектурном пространстве сталкиваются в своей жизни более 50% населения, и это не только люди на инвалидных колясках, информирует сообщество социально активной молодежи "Свободное пространство". Но и, например, пассажиры с чемоданами на колесиках, пробующие добраться до аэропорта без такси. Показатель пугает, ведь Киев - далеко не Берлин.

Почему же украинская столица не такая доступная, как немецкая? Все упирается в финансы и отсутствие полного понимания, для чего нужны изменения. В мае 2020 года наконец открыли пандус на Почтовой площади, строительство которого заняло 3 года, а стоимость составила почти 7 млн гривень. Теперь он помогает подниматься с набережной на Почтовую площадь людям на колясках и велосипедистам, и это – событие на весь город, исключительное достижение.

А в Германии – в основном все это уже сделано, немцы лишь улучшают существующее состояние, говорит наш эксперт Виталий Селик. "А наши политики часто ориентируются на советскую архитектурную школу, поэтому решения принимаются в пользу консервативных проектов", – объясняет он.

Даже обычные пандусы возле частных строений – большие капиталовложения для владельцев. Нередко, по словам председателя Совета по урбанистике, предприниматели не видят смысла в подобных тратах, потому что среди посетителей почти нет людей с инвалидностью. Хотя, на самом деле, люди с ограниченными возможностями именно из-за неудобств не имеют возможности ходить в этот магазин и преодолевают большее расстояние до другого.

И пандусы – лишь один из ярких примеров, маркеров инклюзивности города. Удобно ли в нем жить не только молодым и здоровым, можно оценивать сразу по нескольким критериям.

ПОДЗЕМКА - ВРАГ ИНКЛЮЗИВНОСТИ

Подземные переходы – любимое инфраструктурное решение в наших городах. А практика показывает, что оно не комфортное и не безопасное для жителей города. Поэтому пожилые люди перелазят через отбойники и перебегают дорогу, где вздумается. Ведь глубина подземного перехода такова, что считать ступеньки кажется худшим вариантом, чем рисковать жизнью на дороге.

В конце концов, этой зимой природа дала почувствовать каждому, что спускаться в подземку не так уж и сладко. Преодолевать заснеженные переходы по скользкой лестнице было страшно даже абсолютно здоровым и сильным. Наземные переходы значительно выигрывали с точки зрения комфорта. Там, где нет серьезных аргументов против пешеходных переходов, ими следовало бы заменить подземные.

"Все чаще удается уговорить чиновников на перестройку подземного перехода или обустройство наземного вместо него. Так произошло возле выхода из станции метро Театральная, и в этом году удалось убедить власти, чтобы при реконструкции Крещатика на месте подземных переходов следует вернуть наземные, – рассказывает Селик. – Единичные победы есть, но это пока не глобальная тенденция по всей стране".

В инициативе «Доступно.UA» также советуют чиновникам забыть о подземных пешеходных переходах. «Подземки» нередко влетают в копейку, не выигрывают с точки зрения безопасности и полностью недоступны маломобильным группам населения.

ТАКТИЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ И ЗВУКОВЫЕ СВЕТОФОРЫ – НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ПРИХОТЬ?

Тактильное покрытие представляет собой систему текстурных плиток с определенными индикаторами, выпуклые линии или полусферы помогают ориентироваться в пространстве вслепую. Такую плитку важно делать контрастной. В нашей стране привыкли красить блоки Брайля в ярко-желтый цвет газовой трубы, хотя на фоне черного камня полосы могут быть белыми. Главное - полоса должна отличаться от фонового покрытия, не обязательно для этого красить ее в желтый цвет.

"У нас в последнее время любят эту тактильную полосу класть между плиткой, которая повторяет форму брусчатки. Получается, что и линии, и покрытие имеют выраженный рельеф, из-за чего людям с недостатками зрения палочкой сложно эти тактильные полосы считывать", - комментирует председатель Совета по урбанистике Киева.

Но даже таких полос в городе мало. Они остро необходимы на основных улицах, возле больших перекрестков и в местах, где теоретически люди с недостатками зрения могут ходить (больницы или реабилитационные центры, органы социальной защиты).

Со звуковыми светофорами в городе ситуация сравнительно неплохая. Большая часть устанавливаемых сейчас светофоров имеют звуковое сопровождение. Просто так переоборудовать все светофоры города невозможно, нужно ждать плановых реконструкций.

Но пока ждем, можно решить другую проблему – увеличить время горения зеленого света, ведь некоторые устройства выделяют на переход пешеходов всего 15 секунд. За такое короткое время никто перейти без спешки достаточно широкую дорогу не способен, да еще и в условиях снегопада или гололеда.

КОМУ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ НЕДОСТУПЕН?

Наиболее инклюзивными можно считать метро, автобусы и троллейбусы. У "бусов" широкий вход и пандусы, а помогать маломобильным пассажирам – одна из должностных обязанностей водителя.

В метрополитене предусмотрен четкий порядок: человеку с инвалидностью работник должен организовать полное сопровождение и оказать всю необходимую помощь.

С трамваями и маршрутками – проблем гораздо больше. Старые трамваи вообще не предназначены для перевозки людей с ограниченными возможностями: узкий вход, высокие лестницы, отсутствие пандуса. В салон сложно попасть с детской коляской без помощи других пассажиров или суперсилы. У современных трамваев низкий широкий вход, но их мало.

Однако на некоторых маршрутах вместо них можно встретить новые белые «Isuzu-Ataman» с широким входом без ступенек. В таком транспорте в задней части салона находятся складные сидячие места, которые позволяют освободить место для заезда на коляске. Также салон оснащен поручнем на необходимом уровне. Почему бы новых моделей не пустить в городе больше?

Нередко пассажиры с инвалидностью сталкиваются с неуважением. Водители отказываются доставать пандус или вообще проезжают мимо остановки, когда видят на ней человека на коляске. В таком случае Виталий Селик советует обращаться в диспетчерскую службу Киевпастранса с жалобой.

«Здесь и вопрос организации работы, ведь водителей ругают за нарушение графиков. Остановиться – выйти – достать пандус – помочь с коляской – вернуть пандус на место – все это занимает определенное время. Потеря этих 3-4 минут может означать сбитый график, чего водители стараются избегать. Менять необходимо систему, потому что, пусть водитель и поможет и собьется с графика или же проедет мимо – оба варианта в перспективе могут привести к лишению премии», – объясняет председатель Совета по урбанистике.

Однако есть еще одна крутая альтернатива недоступным трамваям – Департамент социальной политики работает над запуском социального такси для людей с инвалидностью. В пилотном проекте было совершено 600 поездок на седанах и переоборудованных каретах «скорой». Пока "Инватакси" проходит необходимые проверки, ведь запуск осложняет отсутствие норм и стандартов на государственном уровне.

Фото:
Фото: Доступно.UA

ПОПАСТЬ В ЗДАНИЕ - МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА

Представим, что человеку на коляске необходимо попасть в квартиру на 10 этаже киевской «свечки». Какие препятствия встретятся на пути и что с ними можно сделать?

ВЫШЕ - НИЖЕ. Дорога для авто почти всегда отделяется во дворах перепадом высоты. Таким образом, двор становится многоуровневым. Многим это кажется интересным решением архитекторов, а ведь на самом деле высокие тротуары – проблема. И решить ее на этапе строительства при желании очень просто – дорожки, газоны делают одноуровневыми, но разделяют зоны разным покрытием или плавными перепадами. Современные планировщики заменяют подъездную дорогу газоном с геосеткой для укрепления, благодаря чему пожарные могут добраться до подъезда и жильцы не страдают от избытка асфальта.

Согласно ГСН, высота бордюрного камня в местах пересечения тротуара с проезжей частью должна не превышать 2,5 или 4 см. Бордюр защищает тротуар от превращения в парковку, а жильцов дома – от ДТП. «Анализ высоты заниженных бордюров в рамках одного ЖК доказывает, что перепад высот совершенно случайный, то есть никто даже и не пытается придерживаться какой-то технологии, норм или стандартов», – сообщают ЛУН в своем исследовании.

Решение проблемы – двор на одном уровне или заниженный «в ноль» бордюр и мягкий подъем тротуарной части. В таком случае архитектор вынужден продумать эффективные методы защиты пешеходов и территории от автомобилей. Среди вариантов, которые легко встретить по городу, лидерами можно считать высокие клумбы или полусферы из бетона. Еще один выход без нарушения строительных норм – занизить бордюр по всей длине, таким образом уравняв двор.

«Нам нужно побороть болезнь одной ступеньки. Часто остановки или заведения, расположенные на первом этаже, отделяют от тротуара (и потенциальных клиентов) 1-2 ступеньки. Но этого можно избежать на этапе строительства», – комментируют ситуацию «Доступно.UA».

И СНОВА ПАНДУС. Направляемся ко входу в дом и видим пандус. Вероятнее всего, он будет слишком крутым, слишком узким, длинным или сложным для преодоления. Пандусы нередко строят "для галочки" в неподходящих местах с неправильными наклонами без перил.

"Строительные нормы содержат четкие предписания относительно организации пандусов (хоть они и несовершенны), но зачастую пандусы в киевских ЖК этим нормам не соответствуют", – комментируют ситуацию в ЛУН.

Лучшее решение - совмещение пандуса с лестницей. Конечно, если речь идет не о наложенных узких рейках, а о полноценном наклонном съезде рядом с лестницей. А дальше - лишние порожки и металлические двери, которые открываются на себя (как их должен открывать колясочник?).

Большинство проблем могли бы решить застройщики еще на этапе планирования, но интересы маломобильных групп не учли. "Чтобы сделать инфраструктуру инклюзивной и комфортной для всех слоев населения, необходимы огромные средства. Но пандусы, звуковые светофоры и тактильные полосы возле переходов – уже малые победы, которые имеют смысл", – заключает Виталий Селик.

БРИТАНСКИЙ ОПЫТ: В "НЯНЬКАХ" НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ

Украинка Марина Осийчук с семьей уже много лет живет в Англии, сейчас – в небольшом городе возле Бирмингема. Говорит, приспособленность даже маленького "райцентра" к потребностям людей с особыми потребностями поражает. Люди с проблемами зрения спокойно передвигаются в транспорте в сопровождении только собак, для мам с колясками и колясочников – во всех супермаркетах, на вокзалах и т. п есть специальные лифты и туалеты. «Наш городок – всего 30 000 жителей, но в местном супермаркете таких лифтов аж два, – рассказывает Марина. - Помню, как таскала маленьких детей с колясками по лестнице в Украине – здесь таких проблем нет».

Люди в инвалидных колясках настолько комфортно и уверенно себя чувствуют, что самостоятельно путешествуют. Станции оборудованы соответственно, а еще при покупке билета пассажира спросят, нужна ли помощь с посадкой-высадкой, и в таком случае на станциях в нужный момент появляется человек со специальным устройством, которое приставляется к вагону и поможет пассажиру сойти. Такие же устройства предусмотрены и для трамваев, отдельные площадки в вагонах для колясок тоже.

«Когда-то особенно поразило, что туалеты для людей с инвалидностью предусмотрены даже в спорткомплексах – они активно занимаются спортом, – делится Марина. - В музеях тоже. Как-то такой посетитель не смог воспользоваться туалетом, потому что он был неисправен, так это был скандал на всю страну, который обсуждали неделю».

Бордюрами на улицах здесь не злоупотребляют, можно съезжать без проблем. Препятствий вообще не существует: люди на колясках могут самостоятельно ездить на работу. «Когда ездила в офис ежедневно через Бирмингем, постоянно видела, как они тоже добирались на работу электричками, – рассказывает Осийчук. - Была поражена, что их так много и все живут такой же жизнью, как и все. Им не нужно просить о посторонней помощи, они полностью самостоятельны благодаря организованной среде».

И это - о психологическом комфорте. Люди чувствуют себя неудобно, когда на них все смотрят, акцентируют внимание. «А здесь внимания никто не обращает, колясочники, как и все, стоят в очереди, сами передвигаются и чувствуют себя на равных с другими», – описывает ситуацию Марина.

Татьяна Вишневская. Киев

Первое фото: DPA

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-