В круиз под парусами: в Николаеве все популярнее туристический яхтинг

В круиз под парусами: в Николаеве все популярнее туристический яхтинг

Укринформ
Местный яхт-клуб предлагает каждому желающему попробовать себя в роли капитана, а вскоре – пойти на яхте и на интересные экскурсии

Еще до недавнего времени слово "яхтинг" у многих из нас ассоциировалось исключительно со зрелищным видом спорта. Но сегодня яхтинг - это прежде всего перспективное направление развития туризма и пропаганды здорового образа жизни. И неудивительно: это один из самых увлекательных и экологичных видов отдыха. А круизный или туристический яхтинг уже становится доступным не только представителям зажиточных слоев населения, но и широкой общественности. Специалисты уверяют, что этот вид развлечений очень демократичен и по уровню комфорта даже схож с пляжным отдыхом. А значит, им без особых проблем может заниматься рядовой турист, даже не имея соответствующих навыков. Было бы желание и вода.

Сегодня туристический яхтинг наиболее распространен в средиземноморских странах, им охотно занимаются и на Карибах, в Таиланде, Австралии. Развивать это направление туристической отрасли взялись и у нас в Николаеве. Здесь есть все возможности, чтобы качественный здоровый отдых под парусами стал массовым. И почти каждые выходные в течение лета в Николаеве будут проходить разнообразные мероприятия на воде – например, регаты. Будет возможность и жителям города, и его гостям почувствовать себя чуточку яхтсменами.

Почему яхтинг - это не только качественный отдых, но и здоровый образ жизни? Что именно он воспитывает в своих последователях? Кто может им заниматься и по карману ли это украинцам?

Об этом и другом расспросили председателя общественной организации (ОО) «Яхт-клуб «Стрелка», командора яхт-клуба Сергея Мирошника, председателя Общественного совета по вопросам туризма при Департаменте экономического развития Николаевского горсовета Олега Кречуна, капитана яхты «Екатерина» Александра Скляра и члена единственного в Николаеве женского экипажа яхты «Антей» Антонину Бычкову.

НА ТЕНДРУ, КИНБУРН ИЛИ БЕРЕЗАНЬ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕЛЬФИНОВ

- Как давно в Николаеве начал развиваться яхтинг? Что этому способствовало?

Сергей Мирошник: В Николаеве издавна морские офицеры организовывали гонки на шлюпках. Для экипажей кораблей это было вопросом выживания во время критических ситуаций, которые случались в море. А чтобы тренировки были более интересными, их проводили в виде соревнований. Для этого каждый корабль выделял призовую шлюпку (так традиционно на флоте называют шлюпки, участвующих в соревнованиях), которые ходили как на веслах, так и под парусами.

Сергій Мірошник
Сергей Мирошник

В 1887 году здесь был организован первый яхт-клуб, в котором уже были не только шлюпки, но и парусники специальной конструкции – яхты. Инициатором создания яхт-клуба был морской офицер Евгений Голиков и существовал клуб на добровольные взносы. Это было объединение людей, которые занимались именно яхтингом.

При советской власти яхт-клуб существовал под эгидой ДОСААФ и профсоюзов. Николаевские яхтсмены не раз демонстрировали высокие результаты. Вспомним хотя бы легендарную яхту «Икар», которая первой в СССР совершила кругосветное путешествие. А в 1990-х годах для них наступили тяжелые времена, яхтинг в Николаеве сохранился благодаря энтузиастам. Экипажи удерживали суда практически за свой счет.

В прошлом году в Николаеве на базе бывшей водной станции судостроительного завода создали общественную организацию «Яхт-клуб «Стрелка». Сегодня она объединяет 80 участников, имеет 15 яхт и катер.

- А почему именно в Николаеве стоит заниматься этим? Юг Украины - большой.

Сергей Мирошник: Здесь прекрасные условия, которые позволяют сделать Николаев ключевой точкой для развития яхтинга в Северном Причерноморье. Во-первых, есть реки, лиман и выход к морю. Мы имеем всю необходимую инфраструктуру: верфи, которые обеспечат и строительство, и ремонт яхт; мастеров по парусам, корпусам, навигационным и электросистемам; есть морская школа и даже университет кораблестроения. А еще у нас прекрасные возможности для обеспечения межсезонных стоянок яхт. В мире это стоит недешево. Даже в Одессе стоянка яхты средних размеров обойдется примерно в 1000 долларов в месяц, тогда как у нас – до тысячи гривень! Поэтому в Николаеве уже сейчас стоят яхты из других городов. Кроме того, решен и вопрос безопасности: удаленная от моря хорошо защищенная акватория позволяет не беспокоиться во время ухудшения погоды.

Сейчас рассматривается проект создания в Николаеве яхтенной марины под стоянку 300-400 яхт на воде, и еще столько же можно будет поднять на берег. А еще мы всегда, при любых условиях, проводим регаты - спортивные, экологические, познавательные и тому подобное.

- А как сегодня выглядит туристический яхтинг в городе?

Александр Скляр: Мы давно практикуем этот вид отдыха. На небольших яхтах ходим вверх по Южному Бугу. На больших - в сторону моря.

Олександр Скляр
Александр Скляр

Если будет больше туристов, их можно рассадить на несколько яхт, собрать их в караван и идти, скажем, в сторону Кинбурнской косы. На мой взгляд, такой вариант отдыха будет пользоваться немалым успехом. Ведь это новое, интересное, мало кто это делает. Люди смогут и посмотреть, и поучиться, и отдохнуть. Да и сам Николаев с воды выглядит шикарно!

Количество туристов можно увеличивать за счет того, что на ночь будем причаливать к берегу, то есть часть людей смогут ночевать в палатках и наслаждаться природой. Путешествие может быть рассчитано как на день, так и на несколько суток.

- То есть, что-то вроде тура выходного дня?

Александр Скляр: Возможны разные варианты. Например, если речь идет о туре выходного дня, то лучше всего сделать его старт с Очакова. А туда доехать автотранспортом из Николаева, Коблево или Рыбаковки, где летом много отдыхающих, которым надоело лежать на пляже. Из Очакова на яхте мы идем, скажем, к Тендровской косе. Там ночевка, знакомство с местной флорой и фауной, юшка из свежих морепродуктов у костра, а на следующий день – возвращение.

Остров Тендра - это уникальная природная жемчужина. Представьте, здесь есть дикие лошади. Как утверждают старожилы, конский табун попал сюда еще во время Второй Мировой войны. Со временем о животных забыли, но они научились там выживать и даже пьют соленую воду. И не только они. Был такой случай: сплю я в палатке, просыпаюсь от каких-то странных звуков. Смотрю – рядом огромный кабан, пришел водички попить. Впоследствии выяснилось, что несколько лет назад от смотрителя местного маяка сбежали пятеро домашних свиней – он их даже по именам знает. Животные разбежались, ведут полудикий образ жизни и «развлекают» туристов.

На Тендре нет людей, там живет только маячник. Вокруг только песок, но при этом есть участок асфальтированной дороги, вдоль которой стоят столбы с фонарями. Говорят, это остатки бывшей базы космонавтов.

- А правда, что яхты часто сопровождают стаи дельфинов?

Александр Скляр: Да, они держатся возле людей в путешествиях и даже ночуют рядом. Вот, скажем, на Тендре даже можно услышать как спят дельфины, потому что они своеобразно храпят. Это происходит потому, что когда дельфин засыпает, то погружается в воду, которая попадает ему в дыхательный клапан. Тогда он выпускает фонтан – именно этот звук и похож на храп.

- Какие еще маршруты вы могли бы предложить отдыхающим?

Александр Скляр: Очень интересен круиз на Кинбурнскую косу. Или в Ягорлицкий залив. Еще один более длительный маршрут - сначала на Тендру, затем на Кинбурн, а дальше – на остров Березань. Если на этот маршрут выйти из Очакова, то путешествие займет 3 дня, из Николаева – 5.

Сергей Мирошник: На Березани тоже много интересного. Сейчас это необитаемый остров, но там есть много исторических памятников: раскопки античного поселения, остатки турецкой крепости и тому подобное. А еще интересным может быть путешествие в дельту Днепра - особенно для тех, кто любит ловить рыбу. Можно возить в Национальный археологический заповедник "Ольвия" и еще много куда.

Все эти путешествия доступны уже сегодня. Но чтобы поставить их на поток, нужно объединить усилия властей и общественности. Именно эту задачу мы ставим перед своей организацией.

КОМУ ПОД СИЛУ "ПОТРАВИТЬ СТАКСЕЛЬ"

- А можно заниматься яхтингом периодически, скажем, наездами из другого города? Или все же новичку непременно нужно взять отпуск и посвятить яхтам несколько недель?

Александр Скляр: Если речь идет о круизном яхтинге, то можно как угодно. Конечно, когда вы в отпуске, то будет возможность больше узнать и сходить по нескольким маршрутам.

- Все же, какая подготовка должна быть у новичка?

Сергей Мирошник: Круизный яхтинг имеет несколько разновидностей. Первый - это чартер без капитана. Это когда человек, который берет в аренду судно, имеет право на управление яхтой.

Второй вариант - компания из 4-8 человек арендует яхту, но управление ею осуществляет капитан, а остальные помогают. Это очень популярно, в частности, и потому, что не обязательно иметь определенные навыки управления. Однако новички могут получить здесь начальные знания.

Людям интересно осваивать «яхтенную науку» даже в морских терминах и сленгах: «подобрать грот», «потравить стаксель», «гик», «бейдевинд» и т.п. Многие впервые слышат эти слова. Был у нас такой случай: приехали отдохнуть директор фирмы с секретарем. Услышав все это, мужчина говорит своей помощнице: «Бери блокнот, ручку и записывай – будем осваивать».

Ну, а чтобы получить не только лицензию, но и настоящий опыт яхтенного капитана, нужно несколько лет ходить в экипаже матросом, потом старпомом. И только после этого можно сдавать на права.

Есть и третий вариант - чартер с экипажем. Это когда вы на яхте просто отдыхаете и не участвуете в управлении судном. Вы пассажир, а команда вас катает и кормит. Это доступно для неподготовленных людей.

- А есть возрастные или другие ограничения для занятия яхтенным туризмом?

Александр Скляр: Знаете, у нас говорят: без возрастных ограничений можно заниматься двумя видами спорта – преферансом и яхтингом.

Сергей Мирошник: У нас есть действующие капитаны – Борис Лигерман и Леонид Дворецкий, которым сейчас за 70 лет, и чувствуют себя они отлично, потому что занимаются этим с детства. Это яркий пример того, что яхтинг – это здоровый образ жизни.

Олег Кречун: Хочу добавить, что сейчас в Украине есть программа реабилитации участников АТО, в том числе – и благодаря парусному спорту. Есть даже примеры, когда для участия в гонках на яхтах собирают команды из людей с протезами конечностей.

Олег Кречун
Олег Кречун

- Женщины тоже наравне с мужчинами могут заниматься яхтингом?

Антонина Бычкова: Наш экипаж во главе с капитаном Натальей Кубицкой – яркое тому подтверждение. У нас занимаются девушки разного возраста – от 12 лет и до 50 плюс. По итогам прошлого года по гонкам в Николаеве наш женский экипаж занял первое место в общем рейтинге.

Антоніна Бичкова
Антонина Бычкова

- И все же, видимо, конкурировать с мужчинами сложно?

Антонина Бычкова: Сложновато, но мы очень настойчивы и старательны. Да, мужчины нам иногда помогают, правда, на берегу. Когда же мы выходим на гонку, то тогда уже каждый за себя.

- Что чувствует человек, который занимается яхтингом? От чего получает удовольствие, что он прививает своим последователям?

Антонина Бычкова: Я взрослая женщина, у меня трое детей, внучка, домашние заботы. Но яхтинг не бросаю, потому что это дисциплинирует, требует вести здоровый образ жизни, держать себя в хорошей форме. Мы объединены интересным делом. У каждого из нас своя жизнь, свои проблемы, своя работа: кто-то предприниматель, кто-то врач или студент. Но как только ты поднимаешься на яхту, то все остальное остается на берегу. Перед тобой лишь вода, солнце, паруса, люди, на которых можно положиться в любых жизненных ситуациях. Полный драйв... Словами эти ощущения трудно передать.

Александр Скляр: Хождение под парусами – это удивительно захватывающее зрелище. Особенно это интересно людям, которые обитают вдали от моря. Ты находишься на воде, дышишь чистым, насыщенным йодом воздухом, можешь купаться, загорать, любоваться окрестностями…

Олег Кречун: Недавно я впервые в жизни участвовал в настоящей регате, меня приняли младшим матросом. Это сложнее круиза. Но тут добавляется дух соревнований и впечатлений еще больше – адреналин зашкаливает. Ощущения неповторимые: свист ветра, крен яхты, кажется, что она летит над водой. Когда стихает ветер, вся команда пытается "ловить" его... это что-то невероятное!

- В Николаеве часто организовывают экологические регаты... Чем они особенны?

Антонина Бычкова: Экологические регаты ходят, как правило, на Кинбурнскую косу с ее первозданной природой, уникальными озерами, эндемиками... Яхтсмены пропагандируют чистую окружающую среду. После того, как начали организовывать экологические регаты, даже у бывалых спортсменов изменилось отношение к окружающей среде. Никто не выбрасывает мусор за борт при любых обстоятельствах... Если у кого-то случайно ветер снес бутылку или пакет, их сразу пытаются выловить.

ЯХТИНГ ТОЛЬКО ДЛЯ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ - МИФ

- Как в дальнейшем может самореализоваться тот, кто занимается яхтингом?

Александр Скляр: Прежде всего, это возможность получить престижную профессию. На нашей яхте, а ей уже 30 лет, было немало капитанов. Из них как минимум 8 пошли работать на зарубежных судах. В летнее время они получают зарплату от 1,5 тысячи евро. Плюс – полное обеспечение жильем и питанием. Сейчас капитаны очень востребованы: количество яхт в мире растет быстрее, чем тех, кто может ими квалифицированно управлять.

Сергей Мирошник: Кстати, в Николаеве для подготовки капитанов есть все возможности. Сначала это детские секции, потом практика на крейсерских яхтах. Далее - получение профессии, в частности, лицензии капитана яхты.

- Кто именно является членами яхт-клуба «Стрелка»? Соответствует ли действительности утверждение, что яхтинг – удовольствие не для среднего кошелька?

Сергей Мирошник: У нас собрались люди в возрасте от 11 до 72 лет. И мы приглашаем к себе всех желающих. Нужно опровергнуть миф о том, что яхтинг – только для богатых, потому что это не так. Причем это касается как занятий спортом, так и круизным яхтингом. Вступить в наш яхт-клуб в качестве члена экипажа может каждый, для этого не нужны деньги. Есть только одно важное требование – нужно работать на яхте, ухаживать за ней, мыть, красить, то есть любить это дело.

- А круизный яхтинг дорого стоит?

Александр Скляр: По моему мнению, это могут позволить себе люди с разным достатком. Например, однодневный бюджетный отдых в Коблево с проживанием и трехразовым питанием обойдется примерно в 1000 гривень с человека. На яхте это будет примерно столько же, а то, что это будет интереснее – гарантия.

На яхтенный круиз может записаться любой человек, даже если раньше его отдых ограничивался лежанием на пляже, а яхту он видел только по телевизору. За безопасность можно не беспокоиться. В таком круизе никто не будет ставить полный комплект парусов. Более того, почти на каждой яхте есть вспомогательный двигатель, который можно будет привлечь в случае необходимости.

Если даже наступит полный штиль, то и это можно использовать для отдыха: бросаем якорь, спускаем трап, люди купаются в открытом море. Это гораздо большее удовольствие, чем плавание у берега.

НА ЯХТЕ ПЕРЕОБУВАЕТСЯ ДАЖЕ АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА

- Что с собой нужно иметь, если путешествие происходит в теплое время года?

Александр Скляр: Обязательно нужен защитный крем, потому что солнце, морской ветер - вы не заметите, как поджаритесь. Также нужно иметь удобную одежду и обувь. Потому что яхта идет с креном и нужно не поскользнуться. К тому же у обуви должна быть белая подошва, чтобы не оставлять следов на палубе. Тем более, что палубы на яхтах часто покрыты тиковым деревом. И поэтому у нас говорят, что ступая на борт яхты, переобувается даже английская королева.

Само собой, вы берете майки, шорты, купальники и кепки или другие головные уборы, полотенце, средства личной гигиены. Не лишними будут спортивный костюм и яхтенные рукавицы, дождевик (на случай ухудшения погоды), ну и, конечно, фото или видеокамера. А кроме того, человек должен быть трезвым. Для непродолжительного путешествия этого будет достаточно, лишние вещи не нужны.

Категорически не советуем брать еду: она может испортиться и будут проблемы. А на яхте есть все условия для приготовления свежей, вкусной и здоровой пищи. Здесь можно приготовить и первое, и второе, и салат, и даже десерт. Есть специальные правила, по которым готовят еду на яхте, причем делать это можно даже во время качки.

- А у яхтсменов есть какое-то особенное меню, чем вы обычно питаетесь?

Сергей Мирошник: Никаких особенностей нет. Еда должна быть здоровой, полезной, вкусной и свежей. Правда, есть еще одно требование - быстро приготовить. Потому что когда заканчиваются гонки, все расслабляются и уже через минуту спрашивают: а что мы будем есть? У яхтсменов хороший аппетит.

- А что можно доверить новичку в первом же рейсе?

Александр Скляр: Если человек впервые на яхте, то ему никто не позволит сразу работать с парусами или штурвалом, а вот приготовить еду он может. Более того, когда мы ходим в длинные переходы и с нами идут люди, которые до этого вообще никогда не готовили, то, вернувшись домой, они удивляют родных своим поварским умением.

Антонина Бычкова: На яхте есть еще одно дело, которое можно доверить новичку – это «открен» – противодействие чрезмерному крену яхты. Капитан старается держать оптимальный крен - 15 градусов, тогда лодка идет быстрее всего. А для этого члены команды должны часто пересаживаться с одного места на другое. Поэтому на яхте ценятся не только стройные, но и упитанные члены команды (улыбается). Ведь сделать "открен" легче человеку, имеющему солидный вес.

- Сезон только начался, а мы уже стали свидетелями нескольких регат в Николаеве. В них приняли участие не только профессиональные спортсмены, но и новички, в том числе мэр города. Что в этом плане можно ожидать в ближайшее время?

Сергей Мирошник: Да, у нас этим летом регаты запланированы едва ли не на каждые выходные. В них участвуют яхты из других городов, а, возможно, и из других стран. Есть профессиональные гонки, а есть любительские, где участие принимают люди без специальной подготовки. Но впоследствии многие влюбляются в это дело и начинают заниматься яхтингом уже предметно. Скажем, в одной из наших регат планируют принять участие военные из Канады, они работают сейчас инструкторами на полигоне Широкий Лан под Николаевом.

Олег Кречун: Только во II этапе регаты "Mykolaiv River Cup" приняло участие 44 яхты – более 300 человек. Среди них и "Ника", экипаж которой был сформирован из абсолютных новичков, до сих пор не имевших никакого отношения к парусному спорту, кроме, правда, капитана. В частности, это журналист, предприниматели, артист и даже наш городской председатель Александр Сенкевич. Они готовились к гонкам всего несколько недель - изучали правила управления, направления ветров и тому подобное. И что вы думаете? Команда заняла почетное четвертое место в своей группе, успешно преодолев дистанцию по маршруту Николаев – Волошская Коса – Николаев.

Это и есть один из элементов популяризации парусного туризма. Но чтобы развивать это направление и в дальнейшем, нужно совершенствовать инфраструктуру, в частности, причальную, привлекать инвестиции. Именно с этой целью мы приглашаем яхтсменов со всей Украины, а также иностранных участвовать в наших регатах для знакомства с городом, с его потенциалом. Чтобы впоследствии вместе развивать парусный туризм.

Алла Мирошниченко, Николаев

Фото автора и предоставлены ОО "Яхт-клуб "Стрелка"

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-