Как не превратить групповой чат в ад: советы психолога

Как не превратить групповой чат в ад: советы психолога

Укринформ
Не садитесь за переписку, когда настроение на нуле, и не злоупотребляйте смайликами и восклицательными знаками

Интернет и многочисленные мессенджеры значительно облегчают нашу повседневную жизнь. Общаться с родными, учиться, работать – в чатах можно все. Даже ссориться. В мессенджерах мы общаемся с друзьями и знакомыми, службами технической поддержки банков, онлайн-магазинами, часто являемся участниками «родительских групп». Огромное количество чатов приводит к тому, что хотя бы один из них может стать «токсичным».

Просто очень много людей игнорируют базовые правила вежливости и не соблюдают этикет в онлайне. Знакомо? Вспомните, сколько раз вы не соглашались с кем-то в сети? Сколько раз вас огорчали чей-то комментарий, сообщение или электронное письмо? Часто собеседники не осознают, какое влияние оказали на вас их сообщения или комментарии. Однако мессенджеры и групповые чаты остаются самым распространенным методом сетевого общения сейчас. С помощью психотерапевта Вячеслава Халанского, члена Украинского союза психотерапевтов и команды популярного мессенджера Viber – разберемся, какие основные правила интернет-этикета, способы защиты от хейта и негатива и даже опции мессенджера помогут держать чатики в здоровье и позитиве.

ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕГАТИВА В ЧАТАХ

Недоразумения, автокоррекция, неправильное восприятие тона сообщения – все это приводит к конфликтам в сети. Во время разговора в реальной жизни у нас больше шансов найти общий язык, потому что видим, слышим и «чувствуем» настроение друг друга, что позволяет легче настраиваться на одну волну. А когда коммуникация происходит в сети, нам не хватает социальных, невербальных сигналов: интонации и громкости голоса, мимики, жестов и позы собеседника, объясняет психотерапевт с многолетним опытом.

Прежде всего, чтобы вас поняли правильно, старайтесь избегать двусмысленности и резкого тона. В онлайне нам часто не хватает эмоций собеседника, поэтому банальная точка в конце предложения иногда может восприниматься почти как агрессия, а что уж говорить о действительно раздраженном сообщении с множеством восклицательных знаков. Правда, иногда люди прибегают и к другим крайностям, "приправляя" каждое сообщение смайлом. Ищите золотую середину и проявляйте умеренную доброжелательность, это никогда не будет лишним. Как этого достичь – рассказываем дальше.

1. Установите правила чата, это очень дисциплинирует

Правила будут зависеть от основной цели самого чата. Например, вы можете установить такие правила общения: переписываться только по теме чата и не переходить на личности (если у вас есть претензия к конкретному человеку – переходите в личные сообщения). Также можно запретить ненормативную лексику, саморекламу, спам; сексизм, расизм или другие формы дискриминации; обсудить правила относительно религиозных и политических тем. Правила можно закрепить в чате с помощью соответствующей функции закрепления сообщений. Таким образом они будут постоянно доступны и для новых пользователей, а администраторы всегда смогут на них ссылаться. Системных нарушителей - блокировать или удалять. Важно не обращать внимание на тех, кто постоянно говорит негативные вещи и критикует других, поскольку такое общение может быть опасным и токсичным. Основа экологического общения - это доброжелательный тон и взаимная поддержка.

2. Помните о цели

Разговор с подругами, родительский чат, чат подготовки вечеринки ко дню рождения, чат жителей вашего дома или района – четко понимайте, для чего вы что-то говорите, насколько конструктивным и уместным это будет.

3. Посчитайте до десяти

Не игнорируйте ощущения. Это как встроенный компас, который сигнализирует вам о том, что с вами происходит. Например, если вы чувствуете злость, то это сигнал о том, что нарушены ваши границы, ценности или безопасность. В свою очередь, зависть сигнализирует о неудовлетворенной потребности или физической усталости. Поймали такие сигналы - лучше не ходите в чаты, потому что это не лучшее время для общения, поскольку вы будете воспринимать любые предложения и обсуждения крайне остро и личностно. Отошли, отдохнули – и уже смотрите другими, более добрыми глазами на переписку.

4. Заботьтесь о своем психическом благополучии

Изучайте и применяйте методики укрепления психического здоровья (медитация, майндфулнес, здоровый сон, правильное питание, спорт и тому подобное). Ограничивайте время онлайн, устраивайте дни детокса от интернета. Важно вовремя остановиться и вернуться в реальную жизнь. «Часто мои клиенты рассказывают, как это положительно влияет на их сон или способность сфокусироваться на работе», – говорит наш эксперт. Если вам трудно контролировать время онлайн, устанавливайте таймер, который должен помочь оторваться от гаджетов.

5. Не бойтесь конфликтов

Бесконфликтных отношений не бывает. Более того, конфликт может стать конструктивным способом выйти на новый уровень, прояснить ситуацию, усилить взаимопонимание, прийти к компромиссу или занять свою позицию относительно дискуссионного вопроса. При этом в конфликте онлайн оставайтесь людьми, и не пишите того, чего бы не говорили лично (в онлайне часто чувствуем себя свободнее и безнаказаннее, чем при живом общении).

ЭТИКЕТ В СЕТИ ЕЩЕ НЕ ОТМЕНЯЛИ

Кроме понятных порядочности и вежливости, сетевой этикет имеет ряд особых правил, соблюдение которых сделает из вас гуру уважительного общения. В конце концов, по ту сторону экрана – такие же живые люди с чувствами и нервами, как и мы, давайте уважать их по умолчанию. Рассмотрим основные из этих правил.

1. Используйте понятный язык

Во время общения придерживайтесь стилистических форм, принятых в конкретной группе, чате или форуме. Было бы странно высказываться специфической профессиональной терминологией, находясь в школьной группе или домовом чате, не так ли? Помните о контексте.

2. Транслируйте правильный тон и настроение

В связи с тем, что онлайн-общение преимущественно ограничено текстом, стикерами и эмодзи, следует избегать потенциально оскорбительных слов и выражений, а также того, что в письменной форме может быть трактовано двусмысленно, неправильно.

3. Пишите грамотно

Грамматические и пунктуационные ошибки, непонятная структура предложения, неправильное использование времен и падежей, ошибки в словах значительно снижают качество разговора и затрудняют взаимопонимание.

4. Уважайте право на частную переписку

Никогда не распространяйте в сети личную информацию других людей: имена, адреса, телефоны, фотографии и скриншоты переписки без согласия собеседника/ков.

ПОЛЕЗНЫЕ "КНОПКИ" В ПОМОЩЬ

Стоит в совершенстве изучить и технические возможности мессенджеров, чтобы разговоры в чате шли как по маслу. Разработчики Viber, который довольно часто используется украинцами, позаботились о ряде инструментов, позволяющих облегчить коммуникацию, однако не все знают о некоторых из этих важных составляющих.

● Редактирование и удаление сообщений

Представьте, что вы случайно отправили руководителю сообщение, которое было адресовано вашей подруге. К счастью, ошибку можно исправить, отредактировав сообщение. Для этого нужно нажать на сообщение и выбрать «изменить». А если вы хотите удалить отправленный текст – нажмите на сообщение и выберите «удалить для меня» или «удалить для всех».

● Упоминание пользователя

В случае, когда нужно обратиться к конкретному человеку в группе, можно тегнуть пользователя через "@". И даже если участник группы не читает весь чат, он точно не пропустит адресованное ему сообщение.

● Поиск сообщений, ссылок, фото, файлов или GIF

Конкретную информацию можно найти и среди большого количества чатов. Для того, чтобы найти конкретное сообщение по ключевому слову, откройте «Поиск» сверху в списке всех чатов. А поиск файлов, фото, GIF или ссылок возможен в настройках группового чата. Для этого нажмите на название группы, выберите «Медиа, ссылки и файлы» и найдите то, что вам нужно.

Фото: Diego Cervo
Фото: Diego Cervo

● Статус «просмотрено» и лайки сообщениям

Узнать, увидели ли ваше сообщение в группе, можно благодаря статусу "просмотрено". Для этого зажмите сообщение и выберите опцию «Данные». Так вы увидите, кто именно из участников увидел и отреагировал на информацию. Каждый раз, когда кто-то лайкает ваше сообщение в чате, счетчик рядом с иконкой с сердцем показывает количество лайков.

● Временные сообщения

В Viber есть возможность отправлять сообщения, которые со временем исчезают. При необходимости вы всегда можете отправить текст, фото и видео, которые исчезнут через определенное время после их получения. Таймер можно настроить на 10 секунд, 1 минуту, 1 час или 1 день.

Татьяна Негода, Киев

Фото из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-