В поисках сотрудников: на что готовы работодатели

В поисках сотрудников: на что готовы работодатели

Укринформ
Рекрутинг применяет все больше новых подходов и современных технорешений, чтобы находить кандидатов на вакансии

Пандемия немного притормозила для большинства организаций процесс заполнения вакансий. Поиск талантов отложили "до лучших времен". Однако жизнь продолжается. И сегодня на поиски друг друга выходят все больше кандидатов и потенциальных работодателей. Обе стороны немного недовольны результатами поисков друг друга. Работодатели сталкиваются со все большим дефицитом кадров, вынуждены перераспределять обязанности, трансформировать взаимодействие с кандидатами. Последние же все чаще ищут работу, которая бы позволила держать баланс между личной и профессиональной жизнью, они отдают предпочтение дистанционной работе, гибкому графику.

"Уже в конце марта 2020 г. спрос именно на дистанционный формат работы стал настолько заметным, что Work.ua вынес такие предложения в отдельный раздел, увидев потребность рынка", – рассказывает Каринэ Макиян, PR-менеджер компании.

"По многим признакам современный рынок можно назвать рынком "кандидатов" - по количеству вакансий, по конкуренции между работодателями, по случаям переманивания ключевых специалистов и тому подобное. Хоть это и не повсеместный тренд, но он есть”, – считает Татьяна Пашкина, эксперт рынка труда, HR-маркетолог Argo.

Следовательно, претерпевает изменений и традиционный рекрутинг. Его главный hard skill сегодня – способность быстро развернуться и бежать в другую сторону. А чтобы держаться на волне, должен осваивать новые инструменты.

НАНИМАЕМСЯ ПО-НОВОМУ: БАЗЫ КАНДИДАТОВ И "РЕКРУТИНГОМОБИЛЬ"

Исследователи рынка труда уже неоднократно отмечали изменение традиционных тактик рекрутинга в последние несколько лет. И пандемия стала лишь катализатором этих трансформаций.

Рекрутинг идет в онлайн. Технологии в сфере HR развиваются активно уже не первый год, предлагая разнообразие решений.

"Чем сложнее ситуация на рынке труда, тем большими знаниями должны овладеть рекрутеры. Соответственно, инструментарий специалистов по HR постоянно расширяется: ATS (системы по управлению кандидатами), HRiS (системы управления персоналом), технологии поиска во всемирной сети X-Ray и boolean search, сорсинг как отдельная профессия...", – перечисляет Ольга Тарасевич, директор по персоналу Work.ua.

В ближайшие несколько лет прогнозируется взрывной рост предложений для рекрутинговых и сорсинговых команд, механическую работу которых способен заменить искусственный интеллект. 70% HR, по данным недавнего опроса LinkedIn, уже считают онлайн-рекрутинг стандартом. На глобальных рекрутинговых онлайн-платформах, как InnoCentive, Catalant, Kaggle, Toptal, Upwork, уже более десяти лет можно отыскать высококвалифицированные кадры. На сегодня почти все компании из списка Fortune 500 пользуются услугами хотя бы одной подобной платформы. И это еще не все.

ОТ БУМАГИ ДО ПРОГРАММ-КОНСТРУКТОРОВ. "Мы изменили бумажные объявления на чат-боты, мессенджеры, Boolean-запросы и другие инструменты не просто для поиска и коммуникации с кандидатами, для буквально “добычи их из-под земли”, – делится опытом Татьяна Пашкина. - Рекрутеры отслеживают информационный след потенциально интересных работодателям кандидатов. Разумеется, рынок предлагает новые решения в этой области – до целых программных комплексов по поиску и сохранению информации о кандидатах в форме упорядоченных баз".

"От грамотно составленного Job Description (описание работы) зависит, насколько релевантные кандидаты придут на собеседование, будет ли вообще отклик. К сожалению, по опыту можно сказать, что даже в таких вещах возникает много трудностей", – рассказывает соучредитель рекрутингово-аналитической платформы Make it in Ukraine Максим Уперяка. Молодая команда украинских айтишников разработала шаблоны для работодателей и кандидатов: конструктор вакансий Job Post Builder, конструктор инвойсов Invoice Builder (особенно удобен для фрилансеров), конструктор резюме Perfect CV Builder. Шаблоны были получены после анализа 1000+ вакансий на топовых рекрутингах украинских и международных агентств: DOU, Glassdoor, Indeed, LinkedIn Jobs и др. "Мы выделили в них фразы, формулировки, подходы “вот как надо” и “а так не стоит” и составили 12 универсальных объявлений о вакансии, “план минимум”. А уж конкретная компания легко добавит собственные нюансы, - добавляет Максим. - Большинство наших клиентов - это IT-бизнесы или те, кто ищет разработчиков. В региональном разрезе это в основном Европа, США, есть также Южная Америка и Азия. Зарубежные компании ценят собственное время и отдают сложные рекрутинговые процессы тем, кто занимается этим на постоянной основе".

КВЕСТ «НАЙДИ КАНДИДАТА». Локдаун посадил многих "за парты": вынужденное затишье на рынке труда, сокращения и открытый доступ к образовательным проектам вызвали бум на онлайн-образование. Люди самостоятельно за последний год овладели новыми знаниями и развили навыки, не выходя из дома. И что это значит? Как минимум то, что рекрутерам следует расширить собственные горизонты и поискать ценные кадры за пределами привычных "кадровых кластеров" – среди, скажем, выпускников вузов или колледжей. Перестать ограничивать требования образованием, званиями, опытом официальной работы.

"Отдельные отрасли растут быстро и количество запросов от работодателей опережает количество свободных кандидатов в той же IT. Поэтому эйчарам приходится активизировать поиск и привлекать кандидатов, которые не ведут активный поиск работы, но рынок мониторят", – говорит Татьяна.

Так, крупная IT-компания SoftServe продемонстрировала в этом году настоящий турборежим в рекрутинге. С начала года она наняла более 2800 новых сотрудников, и на сегодня в компании работает около 12000 человек. "Рост количества сотрудников в нашей компании обусловлен ростом глобальной технологической индустрии в целом. Мы нанимаем в среднем 450 работников ежемесячно, а количество открытых вакансий SoftServe на украинском рынке сегодня достигает полутора тысяч", – рассказывает Константин Пилипчук, старший вице-президент Global Talent Operations в SoftServe. В этом году компания пошла в регионы, в которых не имела физических офисов. В целом в таких локациях, как Луцк, Ужгород, Одесса, Черновцы, Житомир, Тернополь, Херсон, Черкассы, Запорожье было нанято 400 ІТ-специалистов. "Я считаю это отличным шансом и для развития городов, развития там профессиональных ІТ-сообществ, и для самих ІТ-специалистов, которым не надо больше выбирать – переезжать из родного города в больший, или нет", – делится Пилипчук. С середины лета и в течение осени был проведен Road Show-тур по десяти городам Украины, где состоялись встречи с заинтересованными кандидатами из местных IT-сообществ. Знакомство переросло в дальнейшее сотрудничество. "Еще в прошлом году мы активно начали цифровой и дистанционный найм на ремоут-позиции и, в частности, ІТ-специалистов в регионах. Верификация человека и работа с документами происходит с помощью электронной подписи. В этом году организовали логистику пересылки рабочей техники сотрудникам и HR-материалов, таких как welcome pack (приветственный набор для недавно нанятых работников). Эти подходы дают нам возможность быть более гибкими и независимыми на рынке и в географическом плане", – добавляет Сергей Минеев, вице-президент Global Shared Services Center в SoftServe.

«ІТ-сектор в Украине развивается очень динамично, ежегодно на него приходит много новых специалистов. За лучших из них, конечно же, приходится бороться на уровне мировой конкуренции, а не локальной», — соглашается Артур Михно, CEO Work.ua.

Однако не IT единым, как говорится. Все дальше приходится забрасывать сетку компаниям и из других секторов.

Осенью 2020-го еще один крупный отечественный бизнес, компания МХП, прибегла к рекрутинговому эксперименту. Для найма сотрудников на предприятия «Винницкая птицефабрика» и «Зернопродукт МХП» в Гайсин и Тульчин приехал брендированный автомобиль. Он останавливался в центре города и все желающие могли заполнить анкеты, пройти мини-собеседование на выбранные предложения. Объявления о "мобильном рекрутинге" заранее были сделаны на местных радио, в социальных сетях и в центрах занятости. Кстати, проект так и называется – "Мобильный рекрутинг". В течение двух недель было собрано почти 300 анкет. Следующими городами поездки рекрут-мобиля стали Корсунь-Шевченковский и Городище Черкасской области. В целом благодаря "мобильному рекрутингу" штат предприятий МХП увеличился более чем на 50 работников, была сформирована база кандидатов на перспективу. Общее время от получения заявки на персонал до выхода на работу сократилось до 5-6 дней (по сравнению с 10-15 днями). "Эксперимент себя более чем оправдал, – говорит Татьяна Дмитренко, руководитель отдела массового подбора персонала МХП. - Это эффективный инструмент, когда компании надо быстро укомплектовать штат".

БЕРУТ ЦЕННОСТЯМИ И ДИСТАНЦИОНКОЙ. Даже без пандемии молодое поколение работников уже ожидало от рабочего места совсем не то, что их предшественники еще каких-то 5-10 лет назад. Уже к 2030 году почти 75% рабочей силы будут составлять миллениалы. Они будут задавать другие тренды на рынке, потому что им одновременно будут интересны и гибкий график, и многообразие коллектива, и вовлеченность, и общие с работодателем ценности.

"Мы наблюдаем смещение акцента мотиваций, которые двигают рынок труда, – подчеркивает Анна Демидова, карьерный коуч, консультант, психолог. - Поколение Х работало и продолжает работать ради удовлетворения физиологических потребностей и потребности в безопасности. А вот поколение Y, которому мы помогли не заниматься безопасностью и вопросом выживания, выбирает уже следующие уровни известной пирамиды Маслоу – "принадлежность к общности" и "признание". И рынок четко отражает эти потребности в ценностях: "быть среди тех, с кем интересно", "добиваться успеха там, где интересно", "иметь уважение в своей сфере".

Поэтому сегодня молодых кандидатов одним лишь социальным пакетом и бонусами не заманить и не удержать. К тому же, попробовав удаленную работу на вкус, большинство уже оценили возможность самостоятельно выстраивать рабочий график и режим, большую автономность в принятии решений, социальную значимость и время на семейное общение. Поэтому компаниям стоит расширять свои ценные и ценностные предложения для особо важных кандидатов. Быть конкурентными и удержать сотрудников работодателю помогает именно забота о ценностях, уважительное отношение и эмпатия.

ИНКЛЮЗИЮ НЕ ОТМЕНЯЛИ. В марте 2021 года социолог София Лавренюк и культуролог Злата Ефименко начали проект "На равных/On equals" для помощи в трудоустройстве инвалидов. Летом была запущена бета-версия сайта, а осенью – финальная. "Мы рассматриваем эту платформу как дополнительную возможность для людей с инвалидностью приблизиться к работе своей мечты", – рассказывает София. В рамках проекта ведется коммуникационная работа с социально ответственным бизнесом, готовым к сотрудничеству с этим уязвимым слоем населения. "Мы добавили к обычным шаблонам вакансий пункты о доступности офисов, возможности дистанционной работы, наличии технологий, важных именно для людей с инвалидностью", – продолжает София. Каждая вакансия тщательно выбирается, в том числе на добропорядочность работодателя, чтобы избежать случаев неофициальной занятости, например. И хотя сегодня количество вакансий значительно меньше количества резюме, девушки рады тому, что с ними на контакт выходят все больше представителей крупного бизнеса, особенно международного, который заинтересовался их сервисом. На сегодня главная цель проекта - привлечь как можно больше работодателей из разных сфер и расширить пул предложений работы. Обслуживает сайт, кстати, молодежь со всей страны на волонтерских началах. "Наш проект - не о сострадании. Он - о возможностях и мотивации", – резюмирует молодая девушка, подтверждая слова опытных рекрутеров о смене парадигмы ценностей нового поколения, которое выходит на рынок труда уже сегодня.

Юлия Абакумова

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-