Татьяна Мендусь, победительница премии Global Teacher Prize Ukraine
У учителя должна быть большая мечта и тот, кто поможет ее реализовать
06.12.2021 16:40

Уже четыре года подряд в Украине определяют лучших учителей по версии педагогической премии Global Teacher Prize. Организаторы оценивают достижения учителей не только в отношении своих учеников, но и в отношении общества – у кого-кого, а у педагогов социальных инициатив хватает. Поэтому в рамках проекта учредили специальную номинацию – «Реализация мечты учителя».

Уже четыре победительницы-учительницы из разных уголков страны получили возможность реализовать свои образовательные и воспитательные идеи (партнер «педагогического Оскара», автор и спонсор номинации – компания МХП). В этом году самой интересной педагогической мечтой признали идею Татьяны Мендусь, учительницы из города Гайсин Винницкой области. Она задумала создать в своей гимназии ЅТЕМ-лабораторию и получила на это для заведения 300 тыс. грн. Что это за образовательный чудо-проект и сколько усилий нужно приложить обычному украинскому педагогу, чтобы образование наших детей становилось более качественным, об этом она рассказала корреспонденту Укринформа.

- Татьяна, расскажите, как это - претендовать на победу в Global Teacher Prize Ukraine? Интересно, что вы чувствовали, когда вас признали лучшей в номинации «Реализация мечты учителя»?

- Если честно, на победу не очень надеялась. Ведь со своими идеями на премию подавалось много замечательных педагогов. В том числе и в этой номинации. Но я из той когорты, которая пытается использовать все возможности. Стараюсь быть проактивным учителем, потому что, кто стучит – тому открывают. И даже если у меня ничего не получается, это не значит, что в следующий раз, когда я увижу какой-то конкурс или проект, я в нем не поучаствую.

А вообще, это было очень похоже на какую-то авантюру (смеется). Я уже знала, что не вошла даже в топ-50 премии Global Teacher Prize, а меня почему-то пригласили приехать на церемонию награждения победителей. В семье на меня посмотрели исподлобья, но я решила, что все равно поеду.

А оказалось, что победила в номинации от МХП! Когда об этом объявили, за время, чтобы преодолеть путь от места, где я сидела, на сцену, нужно было придумать, как выразить все свои чувства. Скажем, на «Оскаре» актеры хотя бы знают, что они номинированы, а для меня победа стала полной неожиданностью, потому что считала, что приехала просто посмотреть на церемонию.

- А что теперь, после этой победы - что-то изменилось?

- Изменилось в том смысле, что прибавилось ответственности, ведь задуманный проект нужно реализовать и сделать это на уровне! То есть, сделать это максимально качественно, чтобы результат был как можно ближе к тому, о чем мечталось. И знаете, что больше всего радует? Участие в конкурсе на соискание премии, победа, – все это было совсем недавно. А мы проект уже реализуем!

- Вы ведь преподаете украинский язык, литературу и зарубежную литературу. Откуда же взялась идея такого «естественного» проекта?

- Я работаю в нашем учебном заведении уже 13 лет. А чем дольше работаешь, тем узнаешь о школе все больше. Оказывается, что когда-то здесь работала заслуженная учительница УССР Лидия Кононовна Швец. Биолог, для которой за государственный счет при школе построили биокомплекс. Он долгое время работал, а потом, честно говоря, пришел в упадок. Периодически его ремонтировали, но он не использовался на полную мощность. Это хорошая двухэтажная постройка. Сейчас на первом этаже там размещен эколого-натуралистический центр, который работает при доме школьника. А на втором этаже есть учебный кабинет, лаборатория и оранжерея. Только лаборатория имеет площадь около 30 кв. метров!

Время от времени, когда этот кабинет был свободен, мне приходилось там бывать и видеть, какой он и какой у него потенциал. А тут я еще и заинтересовалась в последнее время STEM-образованием и тем, насколько его можно применять к предметам гуманитарного цикла. Если вкратце, суть его зашифрована в аббревиатуре: STEM - это объединение science, technology, engineering and mathematics – науки, технологии, техники и математики. Причем они подаются такими курсами или последовательностью курсов или программ обучения, которая готовит учеников к успешному трудоустройству, образованию после школы или для того и другого. Хотя как для гуманитария, мне больше подходит аббревиатура ЅТЕАМ-образование, – где это английское «А» означает art – искусство.

Итак, я интересовалась этим вопросом. И видела, что у нас есть место, есть учителя, которые могли бы это делать, но не видела путей, где на это взять средства и как это можно реализовать. Хотя мы в школе активно работаем над тем, чтобы привлекать на развитие заведения средства спонсоров. Участвуем в конкурсе грантов от Винницкой ОГА, – в прошлом году таким образом выиграли грант на 15 тысяч для улучшения методической работы нашей школы (речь шла об облачно ориентированной образовательной среде).

А когда я подавала заявку на Global Teacher Prize Ukraine, то узнала, что партнеры премии – МХП. И участники могут рассказать о своих идеях, или о том, какие бы они могли поддержать. Анализировала сферу интересов МХП, в частности, экологию, и то, что можно было бы улучшить в нашей школе, – и на ум пришел именно биокомплекс.

- То есть, у вас была хорошая мечта с трезвым расчетом?

- Именно так (смеется). Хотелось найти финансирование на то, что будет полезным для детей и что реально можно реализовать в моей школе при помощи этой организации. Я мечтаю о том, чтобы наш биокомплекс превратился в центр допрофильной подготовки учащихся. Чтобы они находили себя в биологии и имели для этого площадку, на которой могут экспериментировать, исследовать и придумывать что-то свое. Но так, чтобы это было что-то конкретное, связанное с жизнью и давало быстрые, достижимые результаты.

– А как она будет выглядеть, ваша реализованная мечта?

- Знаете, все хотят, чтобы школа была актуальной и интересной для детей. На уровне государства в образовании постепенно происходят изменения. Но то, чего хочет учитель от своей профессии, как он надеется реализоваться – это пока не на первом плане. А у нас тоже есть мечты, и очень хорошо, если кто-то готов поддержать, помочь их реализовать. Тем более, что это будет на пользу многим людям.

Вот смотрите, в нашей школе учатся более 800 учеников. Если мы модернизируем наш биокомплекс, они на уроках биологии смогут посещать лабораторию и работать с соответствующим оборудованием. Кроме того, есть учителя, которые имеют опыт подготовки участников и победителей исследовательских проектов Малой академии наук. Эти дети тоже могли бы полностью все свои исследования проводить, используя это оборудование. И кроме того, сейчас по новому закону об образовании – 10-11 классы должны быть профильными. Поэтому вполне возможно, чтобы один из классов этих параллелей был именно профильным естественным.

У нас был мозговой штурм с учителями биологии, когда мы решали, что же нам нужно сделать и купить. Мы вместе решили, что это будут STEM-лаборатория и станция для гидропоники, где выращивают растения без почвы, с помощью «коктейля» питательных веществ.

С другой стороны, кроме того, чтобы что-то выращивать, нужно иметь возможность посмотреть на то, что получилось, с биологической точки зрения. Для этого мы нашли цифровую лабораторию «Верньер», которая помогает определить уровень кислотности воды и другие показатели, которые позволяют сделать вывод о качестве растений, выращенных в искусственно создаваемой среде. 

Кроме того, в лаборатории также будет электронный микроскоп, который можно будет подключать к демонстрационному оборудованию. Он позволит изучать не только то, что дети вырастили, но и любые объекты живой природы. Поэтому мы еще заказали наборы микропрепаратов для микроскопа, которые помогают наглядно увидеть все то, что изучают различные отрасли биологии в школе. Это и ботаника с зоологией, и анатомия человека и даже микробиология.

Кстати, сохранили и обычные школьные микроскопы. Поэтому дети смогут рассмотреть микропрепараты не только на интерактивной панели, но и реальные, «аналоговые» образцы.

Собственно, когда речь шла о том, как будем использовать эту STEM-лабораторию, мы рассуждали так. У нас на первом этаже находится эколого-натуралистический центр. Дети, которые в нем занимаются, тоже смогут воспользоваться ее возможностями. 

- Выходит, получите базу не только для образовательных нужд, но и, скажем, для создания школьного социального предприятия?

- Так далеко пока не заглядывали, но уже говорили с администрацией о том, что в столовой нашей школы проблемы обеспечения школьников зеленью, салатами не будет круглогодично.

- Когда же этот проект заработает?

- Можно сказать, скоро. МХП нам выделил 300 тыс. гривень, а кроме того – мы привлекаем средства нашего заведения. В расчете на эти деньги мы разработали проект создания биокомплекса. И все просто закрутилось! Сейчас ремонтируют помещение будущей STEM-лаборатории, - работы завершатся уже буквально на днях. Надеюсь, что в конце декабря уже будет торжественное открытие лаборатории.

- Одна из ваших идей уже реализуется. А чего хочется еще, каких изменений в школе, в образовательном процессе?

- Вы знаете, мне в школе работать интересно и комфортно. Единственное, что сильно не устраивает, - это карантинные ограничения. С одной стороны, понимаю, что это явление временное, а с другой – это ведь длится уже два года! У нас в школе была кабинетная система, ученики приходили на урок в специально оборудованный под твою дисциплину кабинет. За время перемены можно было извлечь из «загашников» все заготовки, разложить раздаточный материал, открыть все вкладки на компьютере, которые хочешь показать ученикам, – чтобы это был вау-урок! Сейчас учителя, когда они приходят на очное обучение, бегают между классами, где учатся ученики. И кроме сугубо учебных цейтнотов, очень не хватает времени на неформальное общение с детьми. Да, сейчас существуют новые технологии, оборудование, которые позволяют обучать детей дистанционно. Но ведь хочется расспросить, как у них дела, настроить их на искренность во время урока. Очень не хватает обычного режима работы. 

ОБ УЖЕ СБЫВШИХСЯ МЕЧТАХ

Пока биокомплекс в Гайсинской школе «становится на ноги», в трех городах Украины учительские мечты (победительниц предыдущих лет) уже реализованы.

Наталья Голоднюк / Фото: Всеосвіта

Так, благодаря победительнице премии Global Teacher Prize Ukraine в номинации «Реализация мечты» 2018 года Наталье Голоднюк в Смеле Черкасской области появился веревочный парк. В 2019 году победительницей стала Леся Шевчук – учительница начальных классов из Хмельницкого. Школе, в которой она работает, подарили машину, оборудованную для удобной транспортировки учеников на инвалидных колясках.

Леся Шевчук

А прошлогодняя победительница Татьяна Лугина (преподавательница украинского языка, литературы и информатики, а ныне – заместитель директора по учебно-воспитательной работе) из Яготина получила шанс реализовать мечту в 2020-м. В ее городе построили веревочный скай-парк, который позволяет подросткам проводить время интересно. В частности, и тем, которые требуют особого внимания.

Татьяна Лугина / Фото: Екатерина Лащенко, Освіторія

Преподавание – это очень важное дело для общества, и эта работа не ограничивается стенами школы, убеждена Татьяна.

«Победа в номинации «Реализация мечты» подарила мне надежных партнеров. Представители МХП были рядом на всех этапах реализации этого проекта, поддерживали все мои идеи и наработки: «Это ваша мечта, поэтому сделайте так, чтобы она реализовалась такой, как вы ее видите, а не была навязанным решением». И за такой подход я очень благодарна. Все права на эту площадку теперь у города», – говорит Лугина.

Идея создать такой веревочный скай-парк возникла потому, что у ее детей, как и у остальных подростков из Яготина, не было возможности для уличной физической активности. Для малышей в городе есть игровые площадки, а того, что заставило бы школьников среднего и старшего возраста оторваться от гаджетов и развиваться физически – не было.

«Но была еще одна большая мечта. Я хотела построить такой веревочный парк именно рядом с домом мальчика с ДЦП, с которым на протяжении пяти лет дружит моя дочь. Можно сказать, с тех пор как мой ребенок общается с ним, все эти годы я иду бок о бок с этой семьей»,-объясняет учительница. На сегодня мальчику уже 13 лет, именно поэтому хотелось создать такой парк как раз для подростков. «И чтобы были растяжки с перелазами для этого мальчика с ДЦП. Мне хотелось, чтобы для таких детей создали специальную «паутину», которая позволит им удобно и безопасно заниматься спортом, развиваться по всем требованиям инклюзии вместе со своими сверстниками, – описывает свой замысел Татьяна. – Она сейчас на площадке есть, действует: расположена на высоте трех метров, но полностью для них приспособлена, проверена, отвечает европейским требованиям к безопасности».

Татьяна Лугина / Фото: МХП

Очень важно, что спортивная площадка способствует, помимо физического развития, социализации подростков с особыми потребностями, а у их сверстников без проблем со здоровьем учит нормально воспринимать и общаться с ними, уверена педагог. Учителя умеют мечтать как никто другой, говорит она. Ведь они навсегда остаются молодыми в душе, потому что все время вместе с детьми. А их воображение, желания и мечты безграничны.

«Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы и школа соответствовала желаниям современных детей, потому что они совсем другие, чем были 20 или даже 10 лет назад. А нашим детским образовательным учреждениям очень не хватает молодых креативных педагогов, которые понимают специфику нынешних детей, разговаривают с ними на одном языке и мыслят похожими категориями», – делится Лугина.

Учительница мечтает, чтобы в школе появилось новое поколение педагогов, которые очень любят детей и свою работу. А если у них появятся интересные и амбициозные проекты, которые будут развивать образовательную среду, партнеры для их реализации найдутся.

Антонина Мних

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-